Переводной рубль, действовавший с января 1964 года, — коллективная расчётная единица, коллективная валюта стран СЭВ, предназначенная для обслуживания системы их многосторонних расчётов. Введена по соглашению, подписанному 22 октября 1963 года правительствами НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР. После вступления в СЭВ к этому соглашению присоединились также Республика Куба и СРВ.
Расчёты в ПР начались с 1 января 1964 года через Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) путём перевода выраженных в них средств со счёта одной страны на счёт другой. Золотое содержание переводного рубля было установлено в 0,987412 г чистого золота. ПР являлся расчётной единицей и служил масштабом цен товаров во взаимном товарообороте стран СЭВ.
В конкретно-предметной форме (например, в виде банкнот, казначейских билетов или монет) переводной рубль не обращался. Источником получения переводного рубля для каждой страны выступало кредитование импорта её товаров и услуг странами — участницами системы многосторонних расчётов. Основу системы расчётов в переводных рублях формировало многостороннее балансирование товарных поставок и платежей.
Это был первый масштабный проект создания наднациональной денежной единицы. Другие наднациональные денежные единицы появились позднее. Я имею в виду в первую очередь так называемые Специальные права заимствования, обычно обозначаемые аббревиатурой СДР (Special Drawing Rights — SDR). СДР — денежная единица, которая стала выпускаться Международным валютным фондом для расчётов между странами — членами фонда.
На момент появления новой системы международных расчётных единиц стоимость единицы СДР была привязана к золоту и составляла 0,888671 г чистого металла, что соответствовало стоимости 1 доллара США. Первый выпуск СДР стартовал 1 января 1970 года. Тогда некоторые предполагали, что со временем СДР станет основной мировой валютой. Однако на сегодняшний день объём СДР крайне невелик, доля этой денежной единицы в международных резервах всех стран мира не превышает 1%.
Время от времени разными политическими деятелями и чиновниками делаются заявления о том, что условием преодоления нынешнего кризисного состояния международных финансов выступает резкое наращивание эмиссии СДР Международным валютным фондом, что СДР должны стать мировыми деньгами. Такие заявления делал, к примеру, недавний директор МВФ Доминик Стросс-Кан.
Безусловно, подобного рода предложения входят в противоречие с интересами главных хозяев «печатного станка» ФРС, которые любыми средствами борются за сохранение долларом США статуса международных денег. Именно по указанию хозяев ФРС Стросс-Кана изгнали из фонда и уничтожили политически.
Десять лет спустя (после СДР) в Европе появилась наднациональная единица ЭКЮ, а в 1992-м в рамках Европейского союза родилась наднациональная валюта под названием «евро» (Маастрихтские соглашения). Изначально она предназначалась лишь для международных безналичных расчётов. Некоторое время денежная единица «евро» сосуществовала с национальными денежными единицами, но позднее национальные деньги упразднили.
Сегодня 17 государств Европы, составляющие так называемую Еврозону, пользуются евро как для международных расчётов, так и во внутреннем обращении.
Если сравнивать евро с переводным рублём, то следует обратить внимание, что последний не исключал и никак не ограничивал использования национальных денег странами — членами СЭВ. Никакого посягательства на национальные суверенитеты стран — участниц объединения не существовало. ПР находился в международном обороте в течение 27 лет — с 1964 по 1990 год. Масштаб использования ПР по тем временам был грандиозным. Общий объём сделок и операций с использованием валюты нового типа за указанный период составил 4,5 трлн переводных рублей, что эквивалентно 6,25 трлн долларов.
Масштабы использования ПР постоянно наращивались. Если в первое пятилетие существования ПР (1964–1969 годы) объём операций составил 220 млрд единиц, то в последнее пятилетие (1985–1990 годы) — уже 2100 млрд единиц (эквивалентно почти 3 трлн долларов).
Таким образом, обороты ПР выросли почти в 10 раз.
В период 1985–1990 годов, по данным ООН, среднегодовой оборот всей международной торговли составлял около 6 трлн долларов. А среднегодовой объём внешней торговли стран СЭВ с использованием переводного рубля — 310 млрд долларов (см.: С.М. Борисов. Рубль — валюта России. — М.: Консалтбанкир, 2004. — С. 126).
Стало быть, свыше 5% международной торговли в мире в последний пятилетний период существования СЭВ обеспечивалось с помощью переводного рубля.
В переводных рублях выражались стоимостные показатели контрактов на поставку товаров, оказание услуг, осуществление строительно-монтажных и иных работ, составлялись сметы и технико-экономические обоснования многих совместных проектов.
Во-вторых, переводной рубль был валютой платежа. Соответствующие суммы переводились со счетов покупателей (импортёров) и заказчиков и зачислялись на счета продавцов (экспортёров) и подрядчиков. Платёжные операции осуществлялись при участии МБЭС.
В-третьих, переводной рубль — кредитные деньги. Они попадали в обращение в виде кредитов одних стран другим под поставки товаров и для осуществления инвестиционных проектов. Следовательно, с помощью ПР выражались долги и обязательства стран и отдельных предприятий и организаций, участников торгово-экономических отношений.
Примечательно, что в рамках СЭВ страны стремились обеспечивать максимально сбалансированную торговлю, чтобы не допускать чрезмерного накопления долгов отдельных стран в переводных рублях.
Кроме того, с помощью ПР формировались капиталы таких международных банков, как МБЭС и Международный инвестиционный банк (МИБ), финансировалась деятельность ряда международных организаций в рамках СЭВ.
Подобно тому, как национальные валюты стран — членов СЭВ не могли участвовать в международных расчётах, также и переводной рубль ни при каких обстоятельствах не мог использоваться во внутреннем обращении этих стран.
Чем полезен этот инструмент? Он помогал экономике сохранять независимость от западных рынков, от международных кризисных процессов. Опыт 1960-х годов не нужно копировать, но использовать его в наших интересах необходимо.