До недавних пор по всему миру ещё находилось достаточно много доживших до очень преклонных лет и так и избежавших наказания нацистов. Ведь многие военные преступники смогли избежать ареста и суда, укрылись по всему миру. Для бегства из Германии нацисты использовали так называемые "Крысиные тропы".
Эти маршруты в основном вели в Америку, особенно в Аргентину, Бразилия, Парагвай и Чили. Довольно популярным был и Ближний Восток. Огромное количество нацистов, обосновавшись на новом месте, спокойно продолжали жить и работать (возможно, некоторые даже по тому же бесчеловечному профилю) в Южной Америке, США и Канаде.
Некоторым из них не пришлось покидать Европу, кто-то даже спокойно продолжал разгуливать по Германии.
Благодаря более чем лояльности оккупационных англо-американских властей и маневрам теперь уже западногерманской юстиции 8 из 12 начальников главных управлений СС и 8 из 18 высших руководителей полиции Третьего рейха смогли сохранить жизни, а затем даже обрести свободу.
А из почти 53 000 эсэсовцев, которые являлись непосредственными исполнителями приказа по истреблению "неполноценных народов" в составе эйнзатцгрупп, к уголовной ответственности было привлечено менее 600 человек.
Но и приговорённые к заключению быстро оказывались на свободе. Тюрьма для военных преступников в Ландсберге достаточно быстро опустела. К концу 1950-го года в ней оставалось всего 142 сидельцев. А в феврале следующего верховный комиссар США Джон Мак-Клой помиловал сразу 92 заключенных.
После Нюрнбергского процесса у руководства ФРГ были все средства, чтобы окончательно покончить с нацистским прошлым. Но канцлер Конрад Аденауэр не брезговал сотрудничать с нацистскими кадрами, обосновывая это так: "Грязную воду не выплескивают, когда нет чистой".
Все бывшие нацистские чиновники и сотрудники гестапо в 1952 году согласно федеральному закону №131 уже могли занимать государственные должности. А в 1954 году вообще закон вступил в силу об освобождении их от судебного преследования. Практически со всех нацистских преступников сняли все обвинения.
Вопиющий маневр предприняла западногерманская юстиция, освободив от наказания военных преступников, осужденых в государствах, где они пролили реки невинной крови.
Генерал-полковник СС Ламмердинг во Франции был признан судом виновным в смерти 700 мирных жителей, в том числе более 500 женщин и детей, селения Орадур. Его во Франции заочно приговорили к смертной казни, но он продолжал спокойно жить и успешно заниматься бизнесом в Дюссельдорфе.
Советским судом рассматривались многие уголовные дела, например, ряда палачей из конц-лагеря Заксенхаузен. Главный врач лагеря Гейнц Баумкеттер причастен к истреблению тысяч заключенных. Густав Зорге лично замешан в расстреле тысячи узников. Вильгельм Шубер принимал участие в казнях 13 000 военнопленных и лично сам расстрелял 636 советских, 33 польских и 30 немецких граждан.
В СССР все эти нелюди были приговорены к длительным срокам, а затем вместе с другими военными преступниками переданы ФРГ для отбывания наказания. Но там эту троицу вскоре освободили. Да ещё каждому выдали пособие в размере 6 000 марок и позаботились об их трудоустройстве! Ценные кадры, с большим опытом…
В США информация о нацистах, получивших убежище, вызвала скандал. The New York Times написала о первой — настоящей — версии доклада Министерства юстиции. Там рассказывалос о взаимоотношениях властей США с нацистскими преступниками.
Четыре года спецслужбы пытались скрыть содержимое доклада и допустили к публикации только отредактированную версию, в которой не было наиболее чувствительных фрагментов более чем 600-страничного исследования.
"США, которые всегда могли гордиться тем, что предоставляли убежище гонимым, оказались убежищем для гонителей", — констатировали американские юристы. — В докладе отмечено, что в стране смогли обосноваться многие военные преступники, в том числе видные деятели Третьего рейха. Покровительством ЦРУ пользовался один из основных идеологов Холокоста, сотрудник гестапо Отто фон Болшвинг. Он прожил в США до 1981 года. ЦРУ были интересны его связи с политической элитой Германии. В докладных записках разведки обсуждались варианты действий, что надо делать, если о его прошлом станет известно: ссылаться на смягчающие обстоятельства или все отрицать".
В ЦРУ не испытывали угрызений совести по поводу работы с фашистами, руки которых были в людской крови. Бывший директор нацистского военного завода Mittelwerk Артур Рудольф активно использовал труд узников концлагерей. Это не помешало ему стать видным функционером НАСА, видимо технический и организационный опыт там очень пригодился.
Огромное количество нацистских военных преступников после войны укрылось в Аргентине. Известный немецкий летчик-ас полковник Ганс-Ульрих Рудель основал в Аргентине организацию под названием "Дело соратников". У него был и прибыльный бизнес. Среди его друзей был лично президент Хуан Перон.
Дела по торговле оружием он вел с бывшим эсэсовцем Вилемом Зассеном, который в Бельгии был приговорен к смертной казни. Оба партнера поддерживали дружеские отношения с диктаторами — Аугусто Пиночетом в Чили и Альфредо Стресснером в Парагвае — и даже были их советниками.
В Аргентине беглые нацисты чувствовали себя как дома. Там у них даже печатался журнал "Путь". Помещения издательства были излюбленным местом встречи бывших эсэсовцев. Журнал поддерживал контакты даже с известным изувером доктором Йозефом Менгеле.
Государственные служащие других государств по обе стороны Атлантики также десятилетиями саботировали попытки поиска нацистов. К примеру, вместо 1974 года можно было как бы по невнимательности указать 1947 год. Густав Вагнер смог дальше остаться в Бразилии.
Такой описки переводчика оказалось достаточно, чтобы Верховный суд Бразилии воспользовался таким предлогом для отказа в экстрадиции бывшего обершарфюрера СС, которого обвиняли в соучастии убийства 152 000 евреев в концлагере Собибор.
Подобная история — с Йозефом Менгеле, враче-палаче Освенцима, с штандартенфюрером СС Вальтером Рауффом, изобретатели автомобиля-душегубки и многих сотен других военных преступников и нацистских функционеров.
Хорошо изучивший архивы южноамериканских и европейских стран историк Даниэль Шталь уверенно констатировал, что по обе стороны Атлантики действовала огромная "коалиция незаинтересованных", включавшая полицию, органы юстиции, административные инстанции вплоть до правительств и первых лиц государств.
Эта коалиция долгое время всячески препятствовала уголовному преследованию преступников Третьего рейха. Саботаж имел разные мотивы.
Западногерманские дипломаты — из чувства товарищества. Французские правоохранители не хотели проливать свет на детали "коричневого" периода своей истории. Диктаторы Южной Америки опасались, что процессы над нацистами могут вызвать ненужный интерес к их политическим преступлениям.
Мешало также довольно развитое фашистское подполье с большими ресурсами. В органах власти многих стран находилось немало единомышленников гитлеровского режима, в некоторых странах ещё продолжали существовать фашистские или близкие режимы. Все это позволило многим нацистам скрыться от правосудия.