Фундаментальное образование Толстой получил дома, первым гувернером Льва Николаевича был немец Ресельман, после него — француз Сен-Тома. На факультет восточных языков в Императорский Казанский университет (группа арабско-турецкой словесности) будущий писатель поступил в 1844 году. В процессе обучения Толстой не показал себя как отличника или ботаника, он практически не выполнял ни одного из заданий. Лев Николаевич провел на первом курсе повторный год. После этого писатель перевелся на юридический факультет, но там учеба тоже не заладилась, в стенах факультета Лев пробыл всего два года. Дело в том, что всяческое вмешательство в личное пространство, включая обучение, вводила писателя в ступор. Подчиняться общим правилам Толстой не мог, результаты его собственной системы самообучения могли поразить любого преподавателя. Завалив экзамены, Толстой покинул университет и стал вести дневник, занятие его затянуло и в будущем стало полезным для создания произведений.
Николай — старший брат Льва, служил в армии, к себе он подтянул и брата, Лев Николаевич стал юнкером. Вдвоем братья ринулись на Кавказ, где принимали участие во многих битвах с горцами, тогда Толстой и заслужил Георгиевский крест. Правда свою награду юный боец отдал простому солдату для того, чтобы последний мог получать льготы. В Севастополь писателя определили в 1854 году, там он на протяжении десяти месяцев участвовал в Крымской войне, командовал артиллерийской батареей, присутствовал при штурме Малахова кургана. Именно в тот период и были созданы знаменитые "Севастопольские рассказы" и произведение "Отрочество". Некрасов сразу же принял произведения в печать своего "Современника". Толстой за участие в обороне Севастополя был награжден Орденом Святой Анны и медалью "За защиту Севастополя".
Убеждения у молодого Толстого были твердыми, он критиковал порядок общественной жизни, говорил несправедливом распределении благ. Писатель сам создал школу для крепостных в 1849 году, в учебном заведении преподавал Фока Демидович, хотя он и сам был крепостным крестьянином. Лев Николаевич не ждал ни от кого одобрения, он даже сам проводил в школе уроки. Все церковные ритуалы писатель называл колдовством и говорил о необходимости ограничения церковной власти. За такие резкие высказывания писатель был отлучен от Церкви, многие исследователи по сей день называют Толстого "грешником" и "богохульником". Есть такое мнение, что писатель подумывал о создании совей религии, он был осведомлен в основах учения масонства и всевозможных сект, а также знал Талмуд и Коран. В своем дневнике в 1889 году Лев Николаевич сделал такие записи:
"Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие — провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией, — сделан колоколом".
"Ночью слышал голос, требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью голос говорил мне, что настало время обличить зло мира… Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать".
Однажды писатель обратился к царю Николаю II с письмом, он просил изменить порядок в стране, иначе ждет государство большая беда. Толстой поведал царю о положении людей, которые недовольны жизнью, которых сажают в тюрьмы за политические взгляды и религиозные убеждения. В том же обращении Лев Николаевич процитировал Людовика XV: "После нас хоть потоп".
"Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им". "Единственное средство … дать народу возможность высказать свои желания и нужды … исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его", — написал Толстой.
Толстой будто предвидел будущее, но его слова не стали поводом принятия мер.
Похоронили великого писателя даже без креста, он сам завещал: "зарыть тело так, чтобы оно не воняло".