В столицу Русской империи Наполеон вторгся 3 сентября 1812 года. Мюрат командовал войсками, которые заняли Кремль. Другие полка отправились в три колонны через Фили, Дорогомилово и Лужники. Все обитатели города к тому моменту уже находились за его пределами. Ростопчин — градоначальник Москвы выпустил из тюрем заключенных, в большинстве в городе остались только они. В покинутых домах зеки занимались мародерством. По словам Бургоня, на тот момент среди французов распространилась такая аура: "В эту минуту было забыто все. И думалось только об удовольствии вступить в Москву, устроиться на удобных квартирах на зиму и заняться победами другого рода. Таков уж характер французского солдата: от сражений — к любви, от любви — к сражению".
А потом все в корне изменилось: "Мы были очень удивлены, не видя никого, хотя бы какая-нибудь дамочка послушала нашу полковую музыку, наигрывавшую мотив "Победа наша". Мы не знали решительно, чему приписать эту полную тишину: этакий славный город — и вдруг молчаливый, угрюмый, пустой! Слышен был только шум наших шагов, барабанов и музыки", — это воспоминания того же сержанта Бургонь.
Когда армия вторглась в Кремль, Наполеон осознал, что что0то горит. Первые пожары оккупанты попытались потушить, но было невозможно принять меры, ведь огонь уже окутал Китай-город и направлялся к Кремлю. Что оставалось Наполеону? Он мог только бежать, француз перебрался в Петровский дворец. Есть версия, по которой Наполеон даже успел потеряться в Москве, он заблудился на Арбате, а потом еле вышел к Москве-реке, оттуда он двинулся на другой берег и оказался в окрестностях Ваганьковского кладбища.
Тем времен весь город продолжать гореть, французы уже бросили все попытки затушить пламя, они просто видели, как их планы рушатся на глазах. На утро 6 сентября огонь утих, Наполеон вернулся в Кремль, там стали разыскивать виновников поджога. 9 октября армия Наполеона уже покинула город.
Ответов на главный вопрос: кто поджег Москву, есть несколько. Первая версия гласит, что это сделали сами французы, может быть они сделали это случайно, когда добрались до запасов вина и стали отмечать свой "подвиг". Другая версия — Москву подожгли русские и это было сделано целенаправленно. А вот третья версия говорит нам о том, что в период отступления в городе царил хаос и поджег осуществили случайно.
Дабы сразу отмести первую версию, надо сказать, что Наполеон держал свою армию в строгости, никто не мог позволить себе таких вольностей. А вот вторая версия была самой популярной в 19 веке, даже Пушкин писал: "Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, она готовила пожар непобедимому герою!" Есть упоминания Ростопчина, который смело утверждал о том, что он сожжет Москву дотла прежде, чем ее покинет. А вот Бургонь вспоминал, что среди поджигателей было множество людей в мундирах полицейских. Даже рядовые москвичи поджигали свои дома, многим даже дали награды за патриотизм. Все старались на благо Москвы, жгли ее, как только могли. Третья версия говорит нам снова о случайности, но ныне уже с русской стороны. Так вот, это вполне было бы возможно, ведь одна искра могла сжечь тогдашнюю Москву — деревянную.
Так или иначе, в том пожаре город потерял две третьи части всех своих построек, было уничтожено даже здание Московского университета. Также стерли с лица Земли Покровский и Арбатский театры. Утратили власти огромное число старинных московских усадеб, дворцов и храмов. Чего стоит одна только библиотека Бутурлина, которая вся сгорела вместе с рукописями "Слова о полку Игореве" и Троицкой летописью. Более 400 москвичей французы расстреляли, а примерно 10-20 тысяч человек погибли в том пожаре.