Брайтенбах. Сегодня этот псевдоним мало что способен сказать русскому человеку. А 75 лет назад это слово, произнесенное на допросе, могло обеспечить любому советскому военнопленному беседу с пристрастием в темных абверовских казематах. Немецкие заплечных дел мастера были бы готовы часами мотать кожу с заключенных, лишь бы узнать хоть что-то о нем…
Вилли Леман — один из самых ценных и стратегически важных агентов внешней разведки Советского Союза раннего периода Великой Отечественной войны. Убежденный антифашист, он был готов жертвовать многим, чтобы эта идеологическая зараза исчезла с лица земли. Будучи этническим немцем, он искренне презирал все то, что сделал с его страной Гитлер.
Среди всех государств, окружавших Германию на тот момент, единственным способным спасти Европу от покраски в коричневый цвет был лишь Советский Союз. Связавшись с подпольным отделением "Рот-Фронта", он вышел на контакт со связными внешней разведки. С этого дня в Москву рекой потекли важные сведения, раскрывавшие секреты немецкого командования.
За время своей официальной карьеры Леман прошел путь от столяра до криминаль-комиссара четвертого отдела СС (отделение противодействия иностранной разведке и централизованным диверсиям). Это позволило ему обзавестись контактами на самых разных уровнях немецкого общества.
Благодаря его работе, на стол советского командования ложились чертежи современного оружия, легкой и бронированной техники и прочих достижений немецкого военно-промышленного комплекса. Также из-за особенностей занимаемой им должности Брайтенбах посещал строительство различных стратегических сооружений и возведение важных исследовательских центров. Все необходимые чертежи и планы, а также перечни различных лабораторных наименований также отправлялись в Москву.
Чем ближе была Вторая мировая, тем больше данных он передавал. В марте 41-го года от агента поступили тревожные известия: начат процесс уплотнения и перестройки кадрового состава для эффективной борьбы с СССР. 19 марта Лейман встретился с Журавлевым и сообщил о надвигающемся нападении. По его словам, передовые национал-социалистические военные части должны перейти границу 22 июня в 3 часа ночи. К сожалению, соответствующей реакции не последовало.
До самой своей смерти Леман оставался верен идее спасения Германии от Гитлера и продолжал работать с советской резидентурой, добывая тексты зашифрованных телеграмм и фронтовых донесений. Особое внимание им уделялось составлению актуальных таблиц, содержащих в себе портреты всех ключевых работников посещаемых им предприятий. Используя их, удавалось создавать точные психологические портреты, облегчающие процесс вербовки. Этими действиями Леман внес неоценимый вклад в борьбу между Абвером и нашей разведкой.
К сожалению, разведчик высочайшего класса был демаскирован во время одной из облав на конспиративные квартиры. После долгих пыток осенью или зимой 1942 года его казнили. Точная дата и время смерти Брайтенбаха так и остались темным пятном на теле мировой историографии…
Читайте также: