Летописи — поистине удивительные исторические документы. Создаваемые монахами разных регионов, а затем объединяемые в летописные своды, они превратились в настоящий Клондайк для тех, кто хотел бы так или иначе познакомиться поближе с удивительными событиями давно минувших лет.
При этом, любому изучающему их, стоит принимать во внимание их характерные особенности, связанные с особенностями зарождения данного метода кодификации данных. Будучи привнесёнными на наши земли вместе с монахами константинопольской (греческой) православной церкви, традиции летописания обладали определённым набором базовых особенностей.
В-первую очередь, это касалось обработки информации разумом самих летописцев. Они как истинные воцерквлённые, в большинстве своём трактовали происходящее исходя из религиозной картины мира. Соответственно, на бумаге оказывались запечатлены не только исторические моменты, но и различные знамения, которые могли так или иначе трактоваться. Например, вспышки комет или затмения (солнечные/лунные) виделись авторам то признаками милости господней (вроде обретения мощей иноками Киево-Печерской лавры в 1097), то предупреждением о надвигающейся напасти (голодомор в ростовских землях с 1073 по 1076 года).
Некоторые из записей, по причине всё тех же особенностей восприятия, представляют происходившее в совершенно ином свете. Во время вышеупомянутого голодомора, судя по тексту, волхвы, взрезая спины женщинам, доставали из их тел зерно, рыбу и кожи. Однако при этнокультурном анализе выясняется: никаких дев волхвы не резали (только представьте, что бы с ними сделали за это сельские мужики), а только срезали с их плеч ритуальные мешочки с заготовленной загодя снедью.
Также, некоторые части фактологического материала, в силу различных причин теряли свою привязку к определённому времени. Как следствие, каждую запись при тщательном рассмотрении, необходимо сверять с записями историков других стран (Византии, к примеру) и/или с списками летописей иных монастырей за аналогичный период.
В любом случае, несмотря на все вышеперечисленные сложности, с которыми столкнётся исследователь манускриптов, они позволяют нам приоткрыть завесу тайны. Причём у изучающих историю Древней Руси выбора особенно то и нет. Будучи носителями грамотности, монахи, порой, были единственными способными писать на тысячи километров. К тому же, время ничего не щадит. Как результат, до наших дней доходят лишь крупицы некогда собранных массивов данных. Да и те — после верениц переписчиков. И каждый, в меру своих способностей, пытался хоть немного добавить от себя.
Резюмируя всё вышесказанное, можно отметить, что летопись в руках дилетанта — всего лишь список с разрозненными данными, в то время как профессиональный историк-русовед способен читать их как карту жизни. Карту, на которой поколения сменяются поколениями, сокрушительные поражения оборачиваются победами. Именно это и есть историоведческое искусство.