Сейчас трудно представить, что когда-то наши предки были язычниками, ведь православие настолько сильно вросло в культуру и общественную жизнь народа, что мы даже не можем воспринимать как родственные обычаи и верования наших предков. Но ведь так было не всегда.
В 988 году сознание восточных славян перевернулось с ног на голову. И послужили этому религиозные реформы князя Владимира, который искал наиболее оптимальные пути решения внутри- и внешнеполитических проблем. Это было очень смелое решение, полностью изменившее представление иностранцев о Древнерусском государстве и сумевшее объединить многочисленные племена на его территории.
Язычество издавна было распространено среди многочисленных славянских племен, однако с течением времени и сменой системы правления на территории Руси оно уже не могло полноценно выполнять свои прежние функции.
С упрочнением княжеской власти в Древнерусском государстве, развитием феодальных отношений остро ставится вопрос о поиске новой идеологической доктрины, которая смогла бы объяснить все процессы, происходящие на Руси. Язычество сильно тормозило развитие государства своими обрядами. Например, славяне верили, что после смерти человек переносится в потусторонний мир, где будет находиться в том же качестве, что и на земле. Для его дальнейшего существования покойного нужно было снабдить всем необходимым, поэтому на погребальный костер клали большое количество вещей, принадлежавших ему при жизни, в том числе умерщвленных слуг, жену или наложницу, домашний скот. Большая часть ценных вещей уничтожалась на похоронах, приводя к напрасному переводу материальных и людских ресурсов.
Многие товары, экспортируемые в такие страны как Византия, объявлялись "нечистыми" или вообще бойкотировались, что отрицательно сказывалось на экономике Древнерусского государства. Иностранные мастера-христиане зачастую боялись приезжать и обмениваться опытом со своими коллегами-язычниками, так как те, по распоряжению жрецов, могли попросту убить их.
Установление внешнеполитических отношений было одной из первостепенных задач для древнерусских князей, чтобы государство могло активно развиваться и укрепляться в многих аспектах. К способам установления таких отношений являются династические браки. Однако правители иностранных государств, на территории которых уже были распространены монотеистические религии, не желали вступать в династические браки с князьями-язычниками.
Князьям в свою очередь нужно было укреплять свою власть на территории государства, где жрецы обладали достаточным авторитетом, чтобы в некоторых случаях диктовать правителям свою волю. Это нередко вело к конфликтам между князьями и жрецами-волхвами особенно в период становления феодального строя и выдвижения на первое место верховного правителя. В такой государственной системе служителям была отведена подчиненная роль, с чем они мириться не хотели и поэтому толкали народы завоеванных князем земель на выступления против правителя. Все это подтолкнуло князя Владимира на проведение религиозных реформ для урегулирования ситуации на территории государства и во внешней политике.