5 октября 1908 года министр Австро-Венгрия в лице министра иностранных дел "лоскутной империи" Алоиза фон Эренталя объявила о том, Босния и Герцеговина отныне принадлежит ей. Почему этот день стал позором для Российской империи?
Начнем по порядку. Вена давно уже рассчитывала прибрать к рукам "бесхозную" Боснию и Герцеговину, которая несколько сотен лет входила в состав Османской империи. Этому противились соседние Сербия и Черногория, за спиной которых стояла Российская империя.
В сентябре 1908 года Алоиз фон Эренталь и его российский коллега Александр Извольский провели переговоры и заключили соглашение.Суть его была в следующем: Вена в "подходящий момент" объявит о том, что Босния и Герцеговина находится под ее управлением. А России в обмен на признание этого факта получит поддержку Вены в вопросе о проходе своих военных кораблей через Босфор и Дарданеллы.
Такого права у российского императорского флота не было из-за нейтрального статуса проливов. А поддержка России была нужна, чтобы нивелировать недовольство Великобритании и Франции. Которые хоть и были союзниками Российской империи, но касательно статуса проливов притязания Петербурга не поддерживали.
Эренталь Извольского обманул. Здесь стоит отметить, что соглашение носило неформальный характер. То есть фактически это была некая устная договоренность. "Подходящий момент" никак не был обозначен, тем более спустя три недели после беседы министров. Но тем не менее австриец объявил об аннексии и что Россия с этим согласна.
Извольский узнал о "согласии" из газет и немедленно объявил, что это не соответствует действительности. Петербург вместе с Лондоном и Парижем направили в Вену ноты протеста но этим дело и ограничилось. Более того, союзники оказали давление на Сербию и Черногорию, которые в ответ на вероломство австрийцев объявили мобилизацию. Войны никто не хотел. В Петербурге резко против нее выступал премьер-министр Петр Столыпин.
Кризис был преодолен к весне 1909 года. Но Австро-Венгрия добилась своего, Босния и Герцеговина осталась у нее. В России произошедшее сочли унижением государства в целом и Извольского в частности он вскоре покинул свой пост.
Но в конечно итоге, и австрийцам эта затея вышла боком. Ведь спустя пять лет именно в столице аннексированной области Сараево были убиты наследник престола эрцгерцог Фердинанд и его жена. Что стало спусковым крючком для начала Первой мировой войны и краху "лоскутной" империи (и еще нескольких).