В феврале 1610 года посольство из Москвы прибыло под Смоленск на переговоры с польским королем и великим князем литовским Сигизмундом III. Обсуждали важный вопрос - приглашение 15-летнего сына короля Владислава на русский престол.
Незадолго до того Семибоярщина свергла царя Василия Шуйского. Едва ли о произошедшем кто-либо жалел - царь был крайне непопулярен. Но, надо заметить, что в польском плену первый и последний представитель династии Шуйских вел себя весьма достойно.
Собственно, из представителей Семибоярщины, в которую входили представители самых знатных боярских фамилий, и было сформировано посольство к Сигизмунду. Государству необходим был правитель, приглашение же его со стороны казалось неплохой идеей. По крайней мере, можно было избежать распрей среди самих бояр (в теории).
Единственным условием - но обязательным - был переход Владислава (на иллюстрации, конечно, куда старше) в православие. Это вообще было важнейшим условием для всех иноземных принцев, принцесс и прочих представителей аристократии, которые связывали свою жизнь с Московским государством.
Но тут коса нашла на камень. Король Сигизмунд III, будучи ревностным католиком, и помыслить не мог, чтобы его сын перешел в православие. Вместо этого Сигизмунд предложил всему населению Московского царства перейти в католичество, а себя - в качестве регента-правителя. Такой план московским боярам совершенно не подходил - они прекрасно понимали, какой будет реакция на подобную инициативу.
Но надо заметить, что несмотря на отказ польского короля отправить сына в Москву (с условием перехода в православие), сам Владислав от претензий на московский трон не отказался. Уже после коронации Михаила Романова он предпринял попытку силой занять престол, но поход в 1618 году завершился неудачей.
Московским царем Владислав именовал себя до 1634 года и даже надевал по торжественным случаям так называемую "московскую корону". Он занял польский трон под именем Владислава IV. И отказался от претензий на Русское государство только после Смоленской войны. Она хоть и была удачной для поляков, однако претензий на Москву король отказался.
Очевидно, что идея объединения двух государств была маловероятной. Ни русские, ни поляки не желали идти на малейшие уступки в вопросах веры. Население Русского государства едва ли приняло царя-католика. А военные силы поляков были не столь велики, чтобы они могли долго удерживать в повиновении население такой огромной страны.
Но точно также и поляки не приняли бы короля-православного. Собственно, в середине того же XVII это было доказано событиями на Украине, где восстание Богдана Хмельницкого имело под собой в том числе и религиозную основу - православные против католиков. Этот фактор был одним из важнейших и в то время, да и позднее.
Читайте также:
Как Польша послушалась немцев и крупно просчиталась
"Дело семейное": как поляки восстали против России и лишились своего царства