Осенью 1973 года случилось событие, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие экономики во всем мире. Да и не только экономики и политические последствия были весьма серьезными практически для всех более-менее развитых стран.
Началось все с того, что арабские государства, входившие в организацию ОАПЕК (Организация арабских государств экспортеров нефти) объявили о том, что не будут поставлять нефть в США, Японию, Канаду, Нидерланды и Великобританию. Причина заключалась в том, что эти страны поддержали Израиль в Войне Судного дня, которую он вел с Египтом и Сирией (которые, к слову, также присоединились к нефтяному эмбарго).
Это решение спровоцировало первый в мировой истории масштабный энергетический кризис. Таковым, отметим, он остается и по сей день. Вообще говоря, в марте 1974 года эмбарго было отменено. Но его последствия сказывались на ценах еще долго. Достаточно отметить, что цена барреля нефти возросла в трёх до 12 долларов.
Так что санкции, вводимые по поводу и без, отнюдь не изобретение сегодняшнего дня. Собственно, инициаторы эмбарго и не скрывали, что их цель политическое давление на западные государства. Правда, добиться ее в той мере, на которую рассчитывали, они не смогли. Но зато рост цен на нефть благоприятно сказался на бюджетах нефтедобывающих государств хотя, конечно, и здесь не без нюансов.
К слову, Советский Союз к эмбарго не присоединился. И в каком-то смысле произошедшее пошло СССР во благо, поскольку возросла роль нашей страны как поставщика энергоресурсов.
Но всеми преимуществами ситуации Советский Союз не воспользовался. Один из японских политических деятелей, к примеру, заметил, что кризис 1973 года способствовал переходу от "энергоемкой" к "наукоемкой" экономике. Разумеется, говорил он про свою страну но справедливо это утверждение было не только для Японии. Советский Союз, к сожалению, этот процесс затронул в гораздо меньшей степени — если вообще затронул…
Еще одним последствием нефтяного эмбарго стал кризис в американской автомобильной промышленности. Здесь привыкли к производству машин с мощными двигателями, потреблявшими много топлива.
Оказалось, что в условиях дефицита бензина и роста цен на него, обладание таким автомобилем становится накладным. То есть теперь это была именно что роскошь, а не средство передвижения. Пришлось следовать примеру японцев и европейцев, которые делали ставку пусть и на маломощные, но зато куда более экономичные двигатели.
Читайте также:
Даже Тэтчер была против: почему СССР так легко согласился на объединение Германии
За два месяца до полета Гагарина: в чем Запад заподозрил "Спутник 7"
Как американцы готовились бомбить СССР, но в итоге потеряли восемь ядерных бомб
"Советский ковчег": как из Америки к большевикам отправили пароход с инакомыслящими