Северная война известна в основном по нескольким ключевым датам — поражения русской армии под Нарвой в 1700 году или же победа под Полтавой в 1709-м. Однако в хронике боевых действий были и другие, подчас весьма драматичные события.
К одному из таких без сомнения можно отнести попытку шведов захватить Санкт-Петербург, которую они предприняли осенью 1708 года. И надо сказать, что был момент, когда шведская армия была близка к успеху.
Шведский король Карл XII, готовясь нанести решающий удар по русской армии, поручил генерал-лейтенанту Георгу Либекеру занять северо-западные территории Русского государства, которые шведы потеряли несколько лет назад. В том числе и Санкт-Петербург.
Под командованием Либекера было 14 тысяч солдат. Кроме того, в его распоряжении было 22 военных корабля.
Шведам в этом районе противостояла русская армия численностью 24 тысячи человек, которой командовал адмирал Федор Апраксин.
Численное превосходство было на стороне русских. Но шведское командование довольно пренебрежительно относилось к боевым качествам и выучке русской армии. Хотя казалось бы, события нескольких предыдущих лет могли бы научить шведских генералов быть более осмотрительными…
В начале сентября 1708 года Либекер со своими войсками подошел к реке Тосна, где отдал приказ о начале переправы. Попытка Апраксина этому помешать обернулась тяжелым поражением и стоила русской армии больших потерь — только убитых было свыше 900 человек (у шведов — 86).
Однако после этого успеха Либекер не стал предпринимать активных действий. Атаковать Петербург шведский генерал не решился — у него не было осадной артиллерии. Шведская эскадра не смогла захватить остров Котлин, где в 1704 году была построена крепость Кроншлот (позднее Кронштадт).
Промедление в итоге обернулось поражением шведов. Постоянные стычки с русскими, нехватка продовольствия вынудили Либекера отдать приказ об эвакуации. Но и здесь шведам не повезло — погрузке на корабли мешал шторм.
Апраксин предложил шведам сдаться. А когда получил отказ, отдал приказ об атаке на шведский лагерь. Разгром был полный — часть шведов успела погрузиться на корабли, но более 800 солдат и офицеров погибли в ходе боя, а многие попали в плен.
Более активных действий здесь шведы не предпринимали. Георг Либекер пять годами позднее неудачно оборонял от русских войск Финляндию, за что его даже предали в Швеции суду (хотя в итоге и оправдали).
Ну а Петр I повелел выбить медаль в честь Апраксина, а спустя полгода произвел его в генерал-адмиралы.
Читайте также:
За что Петр I назвал Ригу "проклятым местом"
Как светлейший князь Меншиков пожелал стать герцогом Курляндии
Как Петр I за полгода до Полтавы исполнил просьбу Карла XII о помощи