В марте 1697 года из Москвы в Европу отправилось Великое посольство, в составе которого инкогнито находился и царь Петр. Ну как "инкогнито" — все прекрасно знали, кто скрывается под именем Петра Михайлова. Да и внешним видом царь заметно выделялся среди попутчиков.
"Русский день" ранее уже рассказывал о том, что первая остановка в Риге прошла для посольства весьма неудачно. Прием был настолько холодным, что Петр стремился поскорее покинуть город. Но далее путешествие пошло более гладко.
В столице Курляндии Митаве Великое посольство ждал куда более радушный прием. Оттуда Петр в сопровождении нескольких попутчиков отправился в Кенигсберг, где его весьма тепло встретил курфюрст Бранденбурга Фридрих III (позднее он стал королем Пруссии Фридрихом I).
Готовясь объявить себя королем, Фридрих предложил Петру заключить военный союз. Русский царь, однако, этого уклонился, ограничившись только соглашением о торговле.
Другая тема, которая куда сильнее интересовала царя и его окружение, касалась Польши. Там наступило очередное междуцарствие. По этой причине, кстати, Великое посольство избегало посещения польской территории. Мало ли чего, а просить о помощи потом было бы некого…
Претендентов на польский трон было много, но главными были двое — французский принц Конти и курфюрст Саксонии Фридрих Август II. Царю в данном случае было важно, чтобы правителем Польши стал человек, который поддерживал бы союз с Русским государством против Османской империи и Крымского ханства. Персоналии Петра особо не интересовали. Очевидно было только одно — королем не должен был стать принц Конти, поскольку Франция поддерживала дружеские отношения с османами.
Турки, к слову, пообещали полякам, что в случае избрания Конти вернут город Каменец-Подольский. Аргумент был сильный, партия принца получила хорошую поддержку.
Но и Петр не сидел сложа руки. Он отправил польским вельможам письмо, в котором ясно дал понять, что в случае продолжения поддержки Конти у Польши возникнут большие проблемы. Позднее царь направил еще одно такое же послание. А для убедительности приказал армии выдвинуться к границам Литвы.
К тому времени Петр поддерживал саксонского курфюрста — кроме него и Конти другие претенденты шансы утратили. Именно эта поддержка позволила Августу занять польский трон. Русское государство получило союзника не только в борьбе с Османской империей, но и в войне со Швецией.
Читайте также:
За что Петр I назвал Ригу "проклятым местом"
Как Петр I за полгода до Полтавы исполнил просьбу Карла XII о помощи
"Потаенное судно": как Петр I велел построить подлодку и что из этого вышло
Как Петр I готовил вторжение в Швецию и почему этого в итоге не произошло