Участие запорожских казаков в Северной войне само по себе представляет весьма увлекательную тему. Хорошо известно о переходе гетмана Ивана Мазепы на сторону шведов. Хорошо известно и то, что Мазепа не выполнил обещание Карлу привести большое войско запорожских казаков. Но есть и другие, весьма интересные детали.
В ответ на измену Мазепы Петр I отдал приказ о захвате его ставки — города Батурин. Он был взят войсками под предводительством Александр Меншикова в ноябре 1708 года и подвергся жесточайшему разгрому.
Спустя несколько дней после захвата Батурина по настоянию русского царя новым гетманом был избран Иван Скоропадский. Но что интересно, казакам Скоропадского Петр не доверял. При подготовке и во время Полтавской битвы за ними были оставлены следить шесть драгунских полков. В самой битве казаки, оставшиеся верными царю, не участвовали.
Что же касается запорожских казаков и сторонников Мазепы, перешедших на сторону шведов, то они принимали участие в боевых действиях. Например, в сражении кавалерийских корпусов у села Соколки в апреле 1709 года.
Но шведы к своим союзникам относились, мягко говоря, скептически. Например, в объединенном шеститысячным шведско-запорожском корпусе перед сражением у Соколок подданных Карла XII было менее половины. Однако в сражении с семитысячным русским корпусом участвовали только шведы. Их запорожские союзники так вымотались во время ночного марша, что в бой не пошли. Зато хватило сил грабить русский обоз. В итоге русский корпус сумел выстоять и отступил — решающей победы шведы не добились.
Шведские офицеры крайне невысоко оценивали боевые качества запорожцев. В частности, отмечалось, что те настолько боятся огня пушек, что готовы бежать от него хоть на край света. Подчеркивалась также их недисциплинированность.
Казаков такое пренебрежительное отношение, конечно же, задевало. А потому неудивительно, что перед Полтавским сражением в армии Карла XII оставалось только две тысячи запорожцев и мазепинцев. За которыми король отрядил присматривать семь кавалерийских полков. То есть поступил практически так же, что и Петр I.
Читайте также:
Как турки едва не заставили Петра I отдать Псков шведам
"Отныне навсегда": как Россия отобрала у Швеции статус великой державы
Как светлейший князь Меншиков пожелал стать герцогом Курляндии
Марта Скавронская: крестьянка, ставшая императрицей Екатериной I