В середине 1570-х годов московский царь имел шансы получить польскую корону. Шансы, конечно, были не очень большими. И тем не менее, они были.
Вообще говоря, таковые шансы появились еще после смерти польского короля Сигизмунда II Августа в 1569 году. Наследника у него не было, а потому среди польско-литовской аристократии и шляхты немедленно появились группировки, которые отстаивали разных кандидатов.
Среди таковых был и Иван Грозный. Его предложила группа православных шляхтичей. Правда, московский царь едва ли мог быть серьезным конкурентом французскому герцогу Генриху Валуа (будущему королю Франции Генриху III).
Правда, Генрих правил в Речи Посполитой менее полутора лет. Узнав о смерти брата, короля Карла IX, недавно избранный польский тайком сбежал во Францию.
У Ивана появился еще один шанс. К слову, одним из условий получения польской короны была женитьба на сестре Сигизмунда II Августа, Анне Ягеллонке. Но поскольку Иван Васильевич был православным и менять вероисповедание не собирался ни при каких условиях, дело опять застопорилось.
Впрочем, куда более высокими были шансы у императора Священной Римской империи Максимилиана II. Причем он даже начал договариваться о поддержке с Иваном Грозным.
Но тут в дело вмешался турецкий султан Селим II. Его совершенно не устраивала перспектива получить во главе Речи Посполитой ярого противника Османской империи. Турки предложили полякам еще одного кандидата - трансильванского князя Стефана Батория, который был вассалом турок. А для убедительности перед выборами на земли Речи Посполитой совершили набег крымские татары, также вассалы Османской империи.
Большинство польских шляхтичей не желало ссоры с султаном. В итоге королем Речи Посполитой был избран Стефан Баторий. Который очень скоро начал боевые действия против войск царя Ивана Грозного и в течение нескольких лет отобрал все завоеванные русской армией земли и города в бывшем Литовском княжестве и Ливонии.
Читайте также:
Чудо техники, которое однажды спасло русское государство
Бегство первопечатника: почему Иван Федоров уехал к врагам Русского государства
Взятие Полоцка: как крупнейший успех в Ливонской войне приблизил поражение Русского государства