В 1756 году в Европе вспыхнул очередной вооруженный конфликт, который впоследствии вошел в историю под названием "Семилетней войны". Союзу Англии и Пруссии противостояла коалиция Франции, Австрии и России. Причем Российской империи эта война была не особо нужна.
Однако же императрица Елизавета Петровна была одной из самых яростных противниц прусского короля Фридриха (которого, вообще говоря, к началу войны "Великим" еще не именовали).
Известна ее фраза о том, что она готова продать половину своих платьев ради победы над Фридрихом. Трудно сказать, насколько это помогло бы казне Российской империи, но гардероб у Елизаветы Петровны и в самом деле был внушительным - уже после ее смерти в 1761 году насчитали порядка 15 тысяч платьев.
У Марии Терезии, австрийской императрицы, были резоны воевать с Фридрихом. Тот за несколько лет до начала Семилетней войны отобрал у австрийцев Силезию. У Франции резон резон был полуанекдоточным - якобы Фридрих оскорбил всесильную фаворитку короля Людовика XV мадам Помпадур. Как бы там ни было, но французов тревожило усиление Пруссии, а потому они пошли на союз с австрийцами, с которыми до того постоянно воевали.
Ну а что же Россия? Особых причин ввязываться в конфликт у Российской империи не было. Да, Елизавета Петровна сочувствовала Марии Терезии, с Австрией был заключен союз. Но воевать ради возвращении Силезии?
Да, в Санкт-Петербурге настороженно следили за усилением Пруссии. Но все же это усиление не влияло напрямую на российские интересы.
К тому же у России в то время были тесные связи с Англией. Любопытно, что дипломатические отношения между двумя странами сохранялись на протяжении всей войны.
Большую роль играла личная неприязнь императрица к прусскому королю. И даже, скорее, определяющую.
Так или иначе, но однажды Фридрих обнаружил, что ему придется воевать с "союзом трех баб", как он его называл. Однако же они располагали сильнейшими армиями на континенте.
И вскоре Фридрих - после первых успехов - сам имел возможность убедиться в том, что при всех своих талантах противостоять союзу ему очень и очень проблематично. Пруссия в ходе войны не раз оказывалась на грани катастрофы. Спасла ее смерть Елизаветы Петровны, которую сменил на троне Петр III, поклонник прусского короля.
Читайте также:
Почему знаменитый полководец Румянцев не предал Петра III
Гросс-Егерсдорф: почему русская армия сбежала после победы
Выбор императрицы: почему Елизавета пригласила в Россию "принцессу Фике"