Про героизм русских солдат во время Первой мировой войны сказано и написано очень много. Хорошо известно, например, каких усилий стоило немцам взять крепость Осовец в Польше. Это именно там была легендарная "атака мертвецов". Но были и совершенно другие примеры.
1915 год вошел в историю русской армии как год Великого отступления. "Беспросветная жуть", как вспоминал позднее генерал Антон Деникин. Германское командование в этот год решило сосредоточить основные усилия на Восточном фронте и нанести решительное поражение русской армии, дабы вывести ее из войны.
Русское командование оказалось не готово к наступлению германских и австро-венгерских войск. Точнее сказать, не смогло верно оценить масштаб этого наступления. Одной из самых больших проблем стала нехватка боеприпасов для артиллерии. Что во многих случаях было просто фатальным.
В течение нескольких месяцев весны-лета 1915 года были потеряны Польша, Галиция, Литва. Все успехи 1914 года были сведены на нет.
Крепость Новогеоргиевск (прежнее название Модлин) располагалась в 30 километрах от Варшавы. К началу Первой мировой войны она была уже устаревшей. Но тем не менее, в Новогеоргиевске был расположен сильный гарнизон — более 83 тысяч человек. В крепости располагались более 1200 орудий. Снарядов было в изобилии — более миллиона штук.
При этом крепость в августе 1925 года держалась всего десять дней. Причем это время всей осады — обстреливали немцы крепость только четыре дня.
Конечно, нужно отметить, что гарнизон крепости не получил вовремя приказа об отступлении. Командование русской армии понимало, что сопротивление гарнизона особого смысла не имеет, учитывая темпы наступления немцев. Но приказа покинуть Новогеоргиевск гарнизон так и не получил.
Моральное состояние солдат и офицеров в крепости явно было не на высоком уровне. Немцы относительно быстро захватили несколько фортов. А потом к ним перебежал комендант крепости генерал Николай Бобырь. Который уже у немцев отдал приказ о сдаче крепости.
Спустя некоторое время сдался и весь гарнизон — те самые 83 тысячи человек, включая более 2000 офицеров и 23 генерала.
К своим решили пробиваться только пять офицеров из всего гарнизона. Они успешно добрались до Вильно (Вильнюса). И были награждены орденами Св.Владимира 4-ой степени.
Конечно, можно назвать массу объективных и субъективных причин. Но это был один из наиболее унизительных эпизодов для русской армии даже во время Великого отступления.
Генерал Бобырь, к слову, после окончания войны вернулся в Россию и проживал в Крыму. Он не участвовал в гражданской войне. Но после захвата Крыма Красной армией осенью 1920 года генерал был расстрелян по приговору особой тройки ВЧК.
Читайте также:
Почему генерал Брусилов критиковал первый русский бомбардировщик
Бой капитана Павлика: единственная попытка отпора немцам при оккупации Чехословакии
"Неужели русские так безрассудны?": чему удивились шведы при осаде Полтавы
Псковское чудо: как царство Ивана Грозного сумело избежать полного разгрома