В начале июля 1928 года завершились судебные разбирательства по так называемому "Шахтинскому делу". На скамье подсудимых оказались 53 руководителя и специалиста, которые до арестов работали в угольной промышленности. Но причем здесь Германия?
Подсудимых обвиняли в саботаже, порче оборудования, создании подпольной антисоветской организации и в связях с некими иностранными центрами. В основном обвиняемые были представителями еще дореволюционной технической интеллигенции.
А кроме них были арестованы еще и несколько граждан Германии. Это были инженеры - представители фирмы AEG, которые по контракту с советской стороной принимали участие в наладке оборудования и обучали рабочих им пользоваться.
Надо заметить, что в 1920-х годах у Советского Союза не было более хороших отношений с каким-либо государством, нежели Веймарская Германия. Понятно, что это не были отношениях союзников. Это был прагматизм - СССР с помощью Германии преодолевал попытки изоляции со стороны Запада и получал необходимое промышленное оборудование. А Германия, в свою очередь, помимо экономических связей, имела возможность обходить ограничения, связанные с армией, которые на нее были наложены Версальским мирным договором.
Естественно, арест инженеров произвел в Германии эффект разорвавшейся бомбы. Надо сказать, что там было достаточно много противников сотрудничества с СССР. Причем как среди правых, так и среди социал-демократов. А арест инженеров - тем более, по очевидно надуманным предлогом - только дал им лишние козыри. О чем и писал в Москву советский посол Николай Крестинский. Он особо подчеркивал, что нет среди германских правящих и деловых кругов сторонников сближения с СССР больших, чем промышленники. И недоумевал, зачем было наносить удар по ним.
Надо сказать, Сталин Крестинскому ответил. И довольно грубо, обвинив посла в "заигрывании" с немцами.
Однако по итогам процесса арестованных германских инженеров либо оправдали, либо дали условные сроки. Но последствия скандала пришлось преодолевать еще долго. И едва ли можно говорить о том, что они были преодолены до конца. По сотрудничеству с Германией был нанесен сильный удар.
Остальным подсудимым повезло гораздо меньше... Некоторые из них были приговорены к расстрелу, значительная часть - к длительным срокам заключения. Только двое были оправданы и двое получили условные сроки.
Решение суда по "Шахтинскому делу" было опротестовано российской Генпрокуратурой только в 2000 году. Изучив материалы дела, ее сотрудники пришли к выводу о том, что доказательств виновности подсудимых нет. И следовательно, они должны быть реабилитированы.
Читайте также:
Почему Сталин отказался принимать в состав Советского Союза Карпато-Русскую ССР
Почему СССР сначала согласился обсудить "план Маршалла", а потом отказался от него