О подвиге поморского кормщика Ивана Рябова и переводчика Дмитрия Попова известно гораздо меньше, чем о героическом поступке костромского крестьянина Ивана Сусанина. А между тем, не будет преувеличением сказать, что Рябов и Попов спасли Архангельск.
После начала войны со шведами Петр I озаботился защитой Архангельска. Этот город был важен хотя бы с той точки зрения, что сюда приходили корабли иностранных торговцев и на тот момент это был единственный российский порт, через который велась торговля с европейскими государствами. Кроме того, по соседству, в Соломбале, строили военные корабли для русского флота.
Ради защиты Архангельска была выстроена Новодвинская крепость, которая некоторое время была одной из лучших в Русском государстве.
Как выяснилось довольно быстро, меры предосторожности предпринимали не зря. Шведы были хорошо осведомлены о значении Архангельска. Летом 1701 года в Белом море появилась эскадра из семи шведских кораблей. В их задачу не входил захват Архангельска как такового. Целью было разрушение порта и верфи в Соломбале.
В начале июля 1701 года шведам удалось захватить поморов Ивана Седунова (Рябова) и Дмитрия Попова. В фильме "Россия молодая", снятом в 1982 году, утверждалось, что Рябов и Попов сдались нарочно, дабы заманить шведские корабли на отмель возле Новодвинской крепости.
Нарочно или нет, он от Рябова действительно потребовали показать проход к Новодвинской крепости. Попов же выступал в роли переводчика.
Поморы вывели галеот "Тёва-летит" и шняву "Мьёхунден" на мель прямо под пушки Новодвинской крепости. Оба корабля были уничтожены. Интересный факт — чтобы уничтожить корабли, потребовался десятичасовой обстрел. Причем галеот и шнява были неподвижны. Трудно сказать, чем мог закончиться бой, если б в нем участвовала вся шведская эскадра, корабли которой могли маневрировать…
Шведы расстреляли Рябова и Попова. Переводчик погиб. Иван Рябов же, притворившись мертвым, сумел броситься за борт и бежать к своим.
Однако Рябова арестовали, обвинив в пособничестве шведам. Освободили помора осенью того же года — по личному распоряжению Петра I. Царь распорядился наградить кормщика и отправить в Москву. О дальнейшей судьбе Ивана Рябова сведений, к сожалению, не сохранилось.
Читайте также:
Почему Петр I был против сражения под Полтавой
Вторая битва при Роченсальме: "Цусима" XVIII века
Договор отчаяния: как Швеция помогла России, но лучше бы этого не делала
Надежда на реванш: почему Швеция рассчитывала на дочь Петра Великого