В конце июля 1961 года в Советском Союзе был выполнен первый полет экраноплана СМ-1. Спустя всего несколько месяцев разработчики настолько были уверены в надежности машины, что начали приглашать из Москвы высокопоставленных гостей.
Одним из таковых был секретарь ЦК КПСС, будущий министр обороны Д. Ф.Устинов. Он некоторое время руководил оборонной промышленностью Советского Союза, так что был вполне в состоянии оценить перспективы новой техники.
Экраноплан настолько понравился Устинову, что он попросил разработчиков, чтобы его прокатили. Потом по инициативе Устинова экраноплан продемонстрировали Хрущеву — и тому он тоже понравился.
В общем, поддержка в разработке и производстве новых машин на самом высоком уровне была обеспечена. А вообще говоря, советские инженеры здесь прочно удерживали пальму первенства. Долгое время нигде в мире не было таких же успехов в разработке экранопланов, как в СССР.
Экранопланы сочетали в себе достоинства кораблей и самолетов. Хотя по международной классификации они относятся к морским судам. Экранопланам не нужны аэродромы и взлетные полосы. При этом они не могут передвигаться по пересеченной местности (один из самых больших недостатков данного вида техники).
В Советском Союзе экранопланы создавались для эксплуатации в морских акваториях. И преимущественно в интересах Министерства обороны. В частности, для переброски десанта был разработан "Орленок". Это был экранолет — конструкторы учли проблемы передвижения по пересеченной местности.
А в 1987 году совершила первый полет уникальная машина — ударный экраноплан "Лунь", который был вооружен шестью противокорабельными ракетами. Но его история была совсем короткой — после распада Советского Союза группировку экранопланов расформировали, а работы по совершенствованию ударного экраноплана прекратили.
Читайте также:
"Несбиваемые" U-2: как СССР напугал США
Ту-2000: история уникального самолета, погубленного перестройкой
Почему генерал Брусилов критиковал первый русский бомбардировщик