В 1804 году Российская империя присоединилась к очередной коалиции, которая вела борьбу с правителем Франции Наполеоном Бонапартом. Главнокомандующим русской армии, которая отправилась на помощь австрийцам, был Михаил Илларионович Кутузов.
На соединение с основной австрийской армией Кутузов не успел — она была разбита в сражении под Ульмом. Встал вопрос, что делать дальше. Армия Кутузова осталась один на один с армией под предводительством Наполеона. Русские находились на чужой территории, очевидно было, что французы попытаются окружить армию Кутузова.
В этой связи кутузов принял решение отступать к русской границе. Расчет был такой — получить там подкрепления, а также дождаться подхода еще одной австрийской армии, которая вела боевые действия в Северной Италии. И после этого, получив значительный численный перевес, начинать контрнаступление. Главнокомандующий, в общем, не делал секрета из того, что ставка именно на достижение значительного численного превосходства.
Правда, чтобы осуществить этот план, требовалось пройти почти пять сотен километров до границы. И не просто так, а с боями — Наполеон вовсе не собирался спокойно смотреть на отступление всей русской армии, которая сохранила бы боеспособность, а потом еще и усилилась.
Отход поначалу проходил вполне успешно. Русским и австрийцам удалось нанести два поражения французам — корпусам Мюрата и Мортье. Понятно, что эти сражения носили тактический характер. Но угроза окружения была устранена.
Однако главной проблемой для Кутузова стал не Наполеон. В его армии находились два императора — Александр I и Франц II. Успех в сражениях с Мюратом и Мортье произвел на них большое впечатление. И тот, и другой потребовали от Кутузова прекратить отступление и атаковать основные силы Наполеона. Тем более, что после подхода подкреплений, русско-австрийская армия численно превосходила французскую. Правда, этот перевес был не таким уж значительным. И вовсе не тем, на который рассчитывал Кутузов.
Главнокомандующий уступил. Эта уступка стала одной из самых больших ошибок Кутузова. Наполеон наголову разбил союзников в сражении под Аустерлицем. После этого Франц II вышел из войны. А Александр I до конца своих дней помнил об унижении, которое ему пришлось пережить под Аустерлицем, когда он бежал с поля боя в сопровождении только лишь врача и двух гусар.
Ну и с той поры он весьма неприязненно относился к Кутузову, считая, что тот едва ли не нарочно проиграл битву, чтобы преподать государю урок на будущее. Едва ли это соответствовало истине, но император действительно впоследствии избегал давать наставления своим генералам, как им следует вести боевые действия.
Читайте также:
Как Россия переиграла Францию накануне вторжения Наполеона
"Черное сердце": почему Александр I нелестно отзывался о генерале Ермолове
После Бородино: почему Александр I старался не вспоминать лишний раз об этом сражении
Невыученные уроки: как начало сбываться мрачное предчувствие Кутузова