В сентябре 1916 года в битве на реке Сомма во Франции англичане впервые использовали на поле боя танки. Это хорошо известный факт — равно как и то, что из 49 танков, которые должны были принять участие в атаке, реально в бою были только 18. В связи с чем первая в истории танковая атака предстает как полукурьезный случай. Но на самом деле эффект был — и очень большой.
Конечно, первая модель танка Mark I, был технически крайне несовершенна. Она не была надежной, не отличалась проходимостью. Выяснилось также, что те танки, что были вооружены только пулеметами, неэффективны.
Собственно, треть танков (если точнее, 17 машин) сломались по пути к месту будущего наступления. Еще девять заглохли уже после начала атаки, еще пять застряли в болоте. Так и получилось, что вместо 49 машин позиции германских войск атаковали только 18.
Однако эффект, произведенный танками на поле боя, превзошел ожидания. Немецкие солдаты, разумеется, понятия не имели, что это такое и как с этим бороться. Вид медленно движущихся в их сторону стальных коробок произвел на военнослужащих германской армии неизгладимое впечатление. Еще довольно продолжительное время командование немецкой армии не знало, как побороть панический страх солдат перед танками.
В этот день англичане при помощи танков продвинулись на пять километров за пять часов. Это было большое достижение — за предыдущие десять дней после начала наступления союзников на Сомме их войска продвинулись всего на два-четыре километра. И к тому потери войск, наступавших при поддержке танков, были в 20 раз меньше, нежели в частях, атаковавших без оных.
Развить успех англичане в то время не смогли. Сказалось техническое несовершенство танков, частые поломки и их малое количество.
Но всем было очевидно — появление танков на поле боя радикально меняет характер сражений. В полной мере, впрочем, это проявилось во Второй мировой войне, когда техника была куда совершеннее тех машин, что появились в сентябре 1916 года на полях возле Соммы.
Читайте также:
За что советского танкового аса Зиновия Колобанова чуть не отправили под трибунал
Роковые ошибки: почему вермахт оказался не готов к операции "Багратион"