9 сентября 1913 года русский летчик Петр Николаевич Нестеров впервые в истории мировой авиации выполнил элемент высшего пилотажа, который называли "мертвой петлей". В России ее еще называют "петлей Нестерова". Но не во Франции и в других западных государствах. Там первенство Нестерова не признают.
Вообще говоря, в теории такой маневр был известен. Еще в 1890 году о нем писал в своих работах один из теоретиков авиации Николай Егорович Жуковский. Однако выполнить "мертвую петлю" на практике долгое время не удавалось по причине ненадежности конструкции самолетов. Пытавшиеся выполнить ее летчики погибали. Из-за этого, а также из-за того, что "петля" оставалась теорией на бумаге, ее и прозвали "мертвой".
Петр Нестеров был настолько уверен в своих расчетах, что даже не стал пристегиваться. И "мертвая петля" была успешно выполнена им в сентябре 1913 года при полете над Сырецким полем в Киеве. Считается, что в этот же день день было положено начало высшему пилотажу.
К слову сказать, Нестеров выполнил этот элемент на французском самолете "Ньюпор-4". И как оказалось, именно французы поставят под сомнение первенство русского офицера.
Дело в том, что на Западе принято считать первым исполнителем "мертвой петли" французского летчика Адольфа Пегу. По его имени она называется "петля Пегу". Факт, однако, заключается в том, что впервые "мертвую петлю" Пегу выполнил 21 сентября 1913 года. То есть спустя две недели после Нестерова.
Но дело в том, что Пегу был известным человеком, который уже довольно продолжительное время устраивал летные шоу. Петр Нестеров такой же известностью похвастать не мог.
Дошло до того, что когда в мае 1914 года Адольф Пегу проводил демонстрационные полеты в Москве, его стали называть первым авиатором, выполнившим "мертвую петлю", и русские газеты. Чем весьма обидели Петра Нестерова, который даже разослал телеграммы по редакциям с напоминанием о том, кто и когда впервые выполнил этот элемент высшего пилотажа.
Надо заметить, что сам Пегу на первенстве не настаивал. По крайней мере, во время личной встречи с Нестеровым, которая состоялась тогда же, в мае 1914 года.
Читайте также:
Подвиг Михаила Ююкина: первый таран наземной цели
Перелом: как советская авиация остановила японцев в небе над Халхин-Голом
Почему генерал Брусилов критиковал первый русский бомбардировщик