В сентябре 1829 года завершилась уникальная пятилетняя экспедиция по Бразилии, которую возглавлял русский консул в этой стране Григорий Лангсдорф. Это было действительно во многом примечательное путешествие, в ходе которого было собрано очень много материалов. Их доставили в Петербург и… забыли на сто лет.
Как можно понять из фамилии руководителя экспедиции, он не был русским. Георг Генрих фон Лангсдорф был немцем, однако много лет провел на русской службе. В России его звали Григорием Ивановичем.
Это был опытный путешественник — достаточно сказать, что Лангсдорф принимал участие в первом кругосветном путешествии на шлюпе "Надежда" под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. Возвращаясь из этой экспедиции, Лангсдорф проехал всю Россию — из Охотска в Санкт-Петербург.
Кроме того, он был талантливым ученым, сферой его интересов были ботаника и зоология. Его достижения на этом поприще были признаны в академических кругах, Григорий Лангсдорф в 1808 году стал профессором Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем и экстраординарным (то есть внештатным) академиком.
В 1812 году Лангсдорф был направлен консулом в Бразилию. Как оказалось, и здесь он был вполне в своей стихии. Именно он сыграл большую, если не сказать решающую, роль в организации первой русской экспедиции в Бразилии. Император Александр I, ознакомившись с проектом Лангсдорфа, лично распорядился выделить средства на экспедицию.
Началась она в 1824 году и продолжалась пять лет. Участники экспедиции посетили труднодоступные регионы Бразилии, где познакомились с жизнью индейских племен, собрали богатые материалы по ботанике, зоологии, геологии. Если не все они, то большинство были переправлены в Россию, в Академию наук.
И там благополучно забыты. Почему так произошло? Во-первых, к моменту окончания экспедиции в Российской империи был уже другой монарх. Николая I, в отличие от его старшего брата, путешествия по экзотическим странам интересовали куда меньше.
Во-вторых — и это была куда более значимая причина — многие участники экспедиции в ходе нее тяжело заболели. И в их числе был и Григорий Лангсдорф. Он заболел настолько тяжело, что оказался совершенно неспособен к работе. Болезнь спровоцировала психическое расстройство, от которого оправиться Григорий Иванович так и не сумел…
Материалы экспедиции благополучно достигли Санкт-Петербурга. Но, как уже было сказано, на них по сути не обратили внимания. Спустя какое-то время их и вовсе полагали утраченными.
Материалы экспедиции Лангсдорфа были фактически открыты заново спустя 100 лет, в 1930 году. И как выяснилось, они и по прошествии такого количества времени отнюдь не утратили своей ценности. Особенно в той их части, что касались описания повседневной жизни и языков племен бразильских индейцев.
Читайте также:
По праву сильного: как Испания и Португалия поделили мир на двоих
В Австралии умер русский Тарзан, 60 лет скитавшийся в джунглях
Загадка Амазонки: как конкистадоры встретили белокожих женщин-воительниц