Прокофий Акинфиевич Демидов, представитель знаменитой династии Демидовых, был известен своими весьма экстравагантными поступками. "Дерзким болтуном" его как-то назвала никто иная, как сама императрица Екатерина II. Впрочем, особых проблем с российскими властями, кроме порицания, у Прокофия Акинфиевича не было.
Он никогда и нигде не служил, чем очень гордился. Но, впрочем, зачем ему была нужна эта служба, если Прокофий Демидов был одним из богатейших людей своего времени.
Именно с его именем связано основание в Москве Демидовского коммерческого училища (позднее оно было переведено в Санкт-Петербург и названо Императорским коммерческим училищем). На его деньги был построен Московский воспитательный дом. Прокофий Демидов делал щедрые пожертвования Московскому университету. В общем, он очень много сделал на ниве благотворительности. За что и был удостоен чина действительного статского советника — хотя, повторимся, не провел на службе ни единого часа.
При этом Демидов был известен своими, мягко говоря, странными выходками. Однажды он объявил опекунов Воспитательного дома ворами. А в другой раз прислал каждому из них по скрипке, вместо обещанных 20 тысяч рублей на содержание дома.
Еще одной причудой Прокофия Демидова стал грандиозный праздник, который он организовал в Санкт-Петербурге в 1778 году. Количество спиртного было таким, что 500 человек погибли от отравления алкоголем. Но никаких последствий для организатора не последовало.
Власти не стали вмешиваться и в еще одну причуду Прокофия Демидова. Как-то раз он скупил в том же Петербурге все запасы пеньки, одного из основных экспортных товаров России в то время.
Сделал он это для того, чтобы наказать Англию. Тамошние торговцы во время пребывания Демидова на территории Туманного Альбиона вынудили заплатить его непомерную цену за нужные товары. Вернувшись в Россию, Прокофий Акинфиевич решил поквитаться, сорвав поставки пеньки. Дело в том, что это был нужный материал для британского флота — из пеньки делали канаты и прочую оснастку для кораблей.
Впрочем, победителей в англо-демидовской торговой войне не было. На могуществе британцев на море организованный Прокофием Демидовым дефицит никак не сказался. С другой стороны, на его благосостоянии этот конфликт тоже практически не отразился. Ну если только не считать денег, потраченных на скупку пеньки. А не считать их Прокофий Акинфиевич вполне мог себе позволить.
Читайте также:
Нортон I: американский император, который распустил конгресс
Хрущев и "царица полей": в увлечении Никиты Сергеевича был резон?
Михаил Бейдеман: "железная маска" Российской империи
Как знаменитый русский хирург спас национального героя Италии