Самое крупное партизанское сражение в ходе Второй мировой войны произошло на территории Югославии. В течение месяца — с 15 мая по 15 июня — немцы и их союзники проводили операцию "Шварц". Народно-освободительная армия Югославии потерпела тяжелое поражение. Причем отчасти вина за это лежала на командующем югославских партизан Иосипе Брозе Тито.
Боевые действия велись в Черногории и Юго-Восточной Боснии. Вообще говоря, в Югославии это сражение называли "Пятым вражеским наступлением". Немцы с 1941 года несколько раз предпринимали попытки раз и навсегда покончить с партизанским движением в Югославии, проводя масштабные операции. Каждый раз им сопутствовал тактический успех, но партизаны восстанавливали силы.
Разумеется, в военном плане преимущество было на стороне немцев. Они располагали артиллерией, танками, авиацией. В горах, конечно, это преимущество отчасти сводилось на нет. Но именно что отчасти.
Планируя операцию "Шварц", германское командование ставило задачей окружение и уничтожение главных сил партизан. Подготовка велась в глубочайшем секрете. С Восточного фронта специально была переброшена 1-я горнопехотная дивизия "Эдельвейс". Вообще, планировалась операция очень тщательно, дабы у партизан не осталось ни малейших шансов. Всего были привлечены 127 тысяч человек — немцы, итальянцы, болгары, отряды хорватских усташей. Хотя, в общем-то, основная роль отводилась немецким частям — германское командование было не очень высокого мнения о союзниках.
Им противостояли примерно 18 тысяч партизан. С начала мая их командованию начали поступать сведения о переброске немецких войск и их союзников в Черногорию. Однако эта информация не стала поводом для немедленных контрмер. Да, собственно, и возможности были ограничены — сорвать планы немцев командование партизан не могло.
Ожесточенные бои начались 15 мая. Спустя некоторое время партизаны были оттеснены в долину реки Сутьеска в Боснии (вот почему эти события называют еще Битвой на Сутьеске). Командование партизан приняло решение разделить группировку на две части. Одной удалось пробиться из окружения. Но 3-ая ударная дивизия НОАЮ была полностью разгромлена. На ее бойцов была возложена охрана Центрального госпиталя партизан, в котором было более 1000 раненых. Все они были убиты карателями после того, как госпиталь остался без защиты…
Командующий операцией генерал Рудольф Лютерс требовал, чтобы из окружения не мог выйти ни один мужчина, способный носить оружие. Но вместе с ранеными были расстреляны и воспитанники детского дома, около ста человек.
Партизаны понесли огромные потери, почти половину состава от того, что был в начале боев. О тяжести ситуации свидетельствовал тот факт, что они были вынуждены фактически бросать своих раненых. Да, их пытались спрятать в лесах и пещерах, но почти все были найдены немцами и их союзниками.
Позднее некоторые историки и военные специалисты в вину Тито ставили то, что немцы перед началом операции фактически заманили группировку НОАЮ в ловушку в Черногории, где и принялись ее методично уничтожать. Кроме того, партизанское командование якобы ожидало прибытия британской военной миссии, а потому запоздало с приказом о прорыве. Несколько дней промедления из-за политической целесообразности стоили жизни многим людям.
Однако немцы, одержав победу, по большому счету оказались в проигрыше. Во-первых, неожиданным следствием операции стало резкое падение боевого духа в хорватских частях. Во-вторых, резко обострились противоречия с итальянцами, которых немецкие генералы порой даже не считали нужным посвящать в свои планы.
Ну а главное — не была выполнена задача по окончательному разгрому партизанского движения и его руководства. Партизанское движение в Югославии после Битвы на Сутьеске получило мощную поддержку от стран антигитлеровской коалиции. Уже во второй половине июня партизаны начали наступление в Восточной Боснии.
А Тито стал национальным героем. К слову, во время этих боев он был ранен. И стал единственным главнокомандующим во время Второй мировой войны, который получил ранение во время сражения.
Читайте также:
Почему Гитлер запретил брать в плен британских коммандос
Последнее наступление 1917 года: черная страница русской армии
Военная тревога: как Россия спасла Францию от Бисмарка и нового разгрома