В марте 1920 года Мустафа Кемаль (будущий Ататюрк — "Отец турок") инициировал созыв в Ангоре (Анкаре) Великого Национального Собрания Турции. Став главой нового правительства и главой парламента, Мустафа Кемаль сразу же столкнулся с проблемой. Его полномочия никто в мире не признавал.
Константинополь (Стамбул) был занят французскими и английскими войсками, которые полностью контролировали правительство султана — хоть и недееспособное, но международно признанное. Греки готовились начать боевые действия против бывшей Османской империи. Французы и англичане не особо их поддерживали, но и не мешали.
На северо-востоке располагалась очевидно недружественная Турции Армения. Грузия и Азербайджан были заняты собственными проблемами и спешить на помощь Турции не собирались.
Оставалось одно государство, к которому Мустафа Кемаль мог обратиться за поддержкой. Это была Советская Россия. В 1920 году было уже очевидно, что большевики одержали верх в Гражданской войне. И турецкий лидер действовал весьма грамотно.
Еще в апреле 1920 года Мустафа Кемаль написал В. И.Ленину письмо, в котором выражал готовность вести совместные действия против "империалистических правительств" ради "освобождения вех угнетенных". Разумеется, такой подход к делу не мог не найти отклика у руководства Советской Россией.
Сторонникам Мустафы Кемаля было отправлено около шести тысяч винтовок, пять миллионов патронов, более 17 тысяч артиллерийских снарядов и более 200 килограммов золота. Помощь была весьма существенной.
Надо заметить, что Кемаль даже всерьез рассматривал вопрос о создании в Турции коммунистической партии. Разумеется, полностью ему подконтрольной — чтобы получать помощь по линии Коминтерна. Правда, к началу 1921 года он передумал и приказал ликвидировать руководство турецких коммунистов. В Москве на это предпочли не обращать внимания.
Как раз в это время шли переговоры о заключении договора о дружбе и братстве между Советской Россией и Турцией. В соответствии с документом, подписанном в марте 1921 года в Москве, Турции был передан город Карс с прилегающим районом, большое количество оружия, 10 миллионов рублей золотом (несмотря на то, что в России еще даже не закончилась Гражданская война).
Для Москвы было важно заручиться поддержкой Турции, поскольку это означало прорыв дипломатической блокады, организованной державами Антанты. Тогда же шли и активные переговоры с Германией. Но и для Турции поддержка Москвы означало международное признание. А также существенную помощь в войне с Грецией. В которой турки в 1922 году одержали победу.
Читайте также:
С чего все начиналось: как Москва и Стамбул пытались подружиться
На краю пропасти: как Россия без единого выстрела спасла турецкого султана
За что Британия обещала России Константинополь и почему из этого ничего не вышло
Почему Черчилль считал "несправедливым", что СССР не имеет выхода в Средиземное море