20 ноября 1773 года закончилось сражение у деревни Юзеева - первое крупное сражение в ходе восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Правительственные войска, которыми командовал генерал-майор Василий Кар, потерпели сокрушительное поражение. Сам генерал еле-еле сумел уйти с остатками своего отряда от преследовавших его повстанцев.
Василий Кар был назначен командующим войсками, отправленными на подавление восстания Пугачева, в конце октября 1773 года. Правительство не сразу осознало насколько опасно это восстание. А потому под начало у генерал-майора были, скажем так, не самые лучшие солдаты. Хотя в любом случае они превосходили недисциплинированные и не слишком хорошо вооруженные отряды "царя Петра Федоровича", как называл себя Пугачев.
Впрочем, поначалу-то генерал-майор был вполне уверен в своих силах. Он полагал, что подавление восстания не займет много времени. Столкновение у Юзеевой показало, что это было далеко не так.
Оторвавшись от преследовавших его пугачевцев, Кар написал в Петербург донесение, в котором сообщал, что для подавления восстания требуются хорошо вооруженные полки регулярной армии, причем с артиллерией. Одновременно он послал курьера в отряд полковника Чернышева, предписывая ему прекратить движение к Оренбургу и отступить к одной из близлежащих крепостей.
Курьер был перехвачен повстанцами, а спустя несколько дней отряд Чернышева сдался под Оренбургом пугачевцам.
Эта новость окончательно сломила генерал-майора. Он передал командование отрядом одному из подчиненных и уехал в Казань. Письма начальства с требованиями вернуться в отряд Кар проигнорировал. Он лишь сообщил одному из курьеров, что очень болен - и отправился в Москву.
Екатерина II, узнав о поведении Кара, пришла в ярость. Генерал был немедленно уволен с военной службы. Ему было запрещено появляться в Петербурге и Москве.
Правда, Кар в опале не бедствовал - купил имение, начал внедрять передовые методы ведения сельскохозяйственных работ, при этом весьма жестко (если не сказать жестоко) проявил себя с крепостными.
В Москву ему позволил приезжать император Павел I. Скорее по той причине, что император вообще при любом случае старался пересмотреть решения своей матери.
Читайте также:
Выиграть или потерять всё: последний бой Емельяна Пугачева
Почему Екатерина II сочла Радищева "бунтовщиком, хуже Пугачева"