Ровно 40 лет назад, 25 декабря 1979 года, на территорию Демократической республики Афганистан был переправлен 781-й отдельный разведывательный батальон 108-й мотострелковой дивизии. Так началась эпопея "ограниченного контингента советских войск в Афганистане".
В этот же день на аэродромы Кабула и Баграма началась переброска частей 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. И тогда же десантники понесли первые потери — при заходе на посадку на аэродром в Кабуле разбился транспортный самолет Ил-76М. Это была ошибка экипажа, самолет врезался в гору. По разным данным, погибли от 43 до 67 человек.
А через два дня спецназ штурмом взял дворец президента Афганистана Хафизуллы Амина, который погиб во время боя.
За прошедшие годы было немало рассуждений на тему того, зачем советское руководство решило направить войска в Афганистан. Оценивая последующие события, можно уверенно сказать, что решение было ошибочным. Задача по стабилизации обстановки в Афганистане, которая была главной целью ввода войск, достигнута не была. А СССР ввязался в десятилетнюю войну, которая стала причиной многочисленных проблем — от экономических до идеологических. Западный блок во главе с США, мусульманские государства, Китай — все они были резкими критиками действий Советского Союза. И не только на словах.
Но вообще отсчет начала афганского кризиса следует вести с апреля 1978 года, когда к власти в стране в результате революции пришла марксистско-ленинская Народно-демократическая партия Афганистана. Страну возглавил один из лидеров партии Нур Мохаммад Тараки.
Понятно, что Москву очень интересовали события в Афганистане. Собственно, и с монархами в этой стране отношения были очень неплохими. А после того, как к власти пришли марксисты, эти отношения, в теории, должны были стать еще лучше.
Вот только Тараки и НДПА столкнулись с мощным сопротивлением. И первую роль в этом играли даже не сторонники свергнутой монархии, сколько мусульманское духовенство. В такой религиозной стране они были очень мощной силой.
Сопротивление было таким, что очень скоро Тараки стал просить у СССР помощи. Причем даже не столько деньгами и оружием, сколько войсками. Первая просьба о помощи последовала в марте 1979 года, когда вспыхнул мятеж в городе Герат. Затем они посыпались одна за другой — всего более двух десятков.
Однако в Москве совершенно не горели желанием ввязываться в афганские дела. Хотя в том же марте в Политбюро и создали специальную комиссию по Афганистану.
Но если не желали, то почему ввязались? Здесь опять же нужно вспомнить о событиях, предшествовавших вводу войск. Они были как связаны с Афганистаном, так и касались совсем других тем.
Во-первых, в сентябре 1979 года Тараки был свергнут в результате переворота. К власти пришел Амин, который тоже начал просить ввести советские войска. Однако в Москве к Амину относились крайне недоброжелательно, считая его чересчур амбициозным и совершенно непредсказуемым. Переворот Амин совершил без согласия СССР.
Во-вторых, поступали сведения об активизации американцев. Впоследствии экс-директор ЦРУ Роберт Гейтс вспоминал, что еще в начале июле 1979 года президент США Джимми Картер подписал секретный указ о помощи мятежникам, боровшимся с правительством Тараки.
В-третьих, как раз когда принималось решение о вводе войск в Афганистан (середина декабря 1979 года), НАТО приняло решение о размещении ракет средней дальности "Першинг-II" в Европе. Резонный вопрос — где Афганистан, а где Британия с Германией… Но советское руководство считало все эти вещи взаимосвязанными — мол, идеологический противник переходит в наступление по всем фронтам.
Но даже несмотря на эти соображения, в советском руководстве были люди, которые до последнего выступали против ввода войск в Афганистан. Это, например, председатель Совета министров Андрей Косыгин, начальник Генштаба ВС СССР Николай Огарков и другие. Однако в Политбюро оказалось куда больше отправки войск в Афганистан. И в конечном итоге, решение было принято.
Так что выбор у советского руководства был. И в Москве долго колебались относительно того, стоит ли активнее участвовать в афганских событиях. Едва ли кто рассчитывал на длительное участие в конфликте. Быстро наведем порядок — и обратно. Звучали, конечно, голоса, что удачных примеров подобных решений в истории очень мало. Но их проигнорировали. И в итоге Советский Союз взвалил на свои плечи тяжелую ношу, которая в конечном итоге стала одной из причин развала страны.
Читайте также:
Почему немцам Брестский мир был нужен не меньше, чем большевикам
Как французы готовили поляков к войне с СССР в Финляндии
Воюют только за английские деньги: как Фридрих Великий жестоко ошибся насчет России
За что вручили орден "Победы" правителю государства, воевавшего с СССР