60 с небольшим лет назад, 21 декабря 1959 года, Уинстон Черчилль якобы произнес фразу, которую часто цитируют к месту и не совсем. Говоря про И.В. Сталина, бывший премьер министр сказал, что советский вождь "принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой".
Произнес он это — опять же якобы — в речи перед депутатами британского парламента. И посвящено это выступление было 80-летию со дня рождения Сталина.
Вообще говоря, уже исходя из одного этого можно уверенно сказать, что фразу про соху и атомную бомбу Черчилль едва ли мог произнести. Тем более, на 80-летие со дня рождения Сталина. Тем более, после XX съезда КПСС. Ну и, в конце концов, 21 декабря 1959 года в британском парламенте никаких заседаний не было.
Но каким образом эта фраза, пошла, как говорится, в массы? На нее обратили внимание после письма Нины Андреевой "Не могут поступиться принципами", которое было опубликовано в газете "Советская Россия" в 1988 году. Письмо, в котором резко критиковалась политика тогдашнего советского руководства, имело большой резонанс.
Спустя три года высказывание про соху и атомную бомбу использовал писатель Феликс Чуев. И он тоже приписал ее Черчиллю.
На самом деле оценку Сталину, как человеку, который "получил Россию, пашущую деревянными плугами, и оставил ее оснащенной ядерными реакторами", дал историк и публицист Иссак Дойчер. В апреле 1939 года он переехал из Польши в Великобританию. В 1940 году он вступил добровольцем в польскую армию, части которой были расквартированы в Шотландии. Однако вскоре был интернирован как "опасный подрывной элемент" — Дойчер был сторонником Льва Троцкого.
Уже после войны Дойчер стал одним из ведущих специалистов по истории русской революции. Его труды о Сталине и Троцком в академической среде оценивались очень высоко. Неудивительно, что его характеристика, данная Сталину, была включена в энциклопедию "Британника".
То есть фраза про соху и атомную бомбу Черчилля — это творческое переосмысление высказывания Дойчера. Зачем? Надо полагать, для большей убедительности в аргументации. Черчилль все же куда более известная личность, нежели польско-британский троцкист, хоть и талантливый исследователь.
Ну а что касается Черчилля, то о Сталине он обычно отзывался весьма резко. Исключение — годы Второй мировой войны. Но понятно, что в то время Черчиллю приходилось держать свою резкость при себе.
Читайте также:
Операция EF: как Британия впервые попыталась помочь СССР в войне с Третьим рейхом
Почему Сталин отказался от предложения Гитлера поделить "наследство Англии"
Почему Черчилль считал "несправедливым", что СССР не имеет выхода в Средиземное море
За что Британия обещала России Константинополь и почему из этого ничего не вышло