К июлю 1919 года Вооруженные силы Юга России находились на пике своих возможностей. Добровольческая, Донская и Кавказская армии белых нанесли сокрушительное поражение Южному фронту Красной армии. Командующий ВСЮР генерал Антон Деникин 3 июля издал директиву, которая предписывала наступление на Москву. Как выяснилось через несколько месяцев, эта директива стала смертным приговором для белых армий.
Одну из главных ролей в походе на Москву Деникин (на фото в центре) отводил Кавказской армии, которой в то время командовал Петр Врангель. "Русский день" ранее рассказывал, что Врангель был категорически против выполнения директивы. В этом барона поддерживал начальник штаба его армии, генерал-лейтенант Яков Юзефович.
И Врангель, и начштаба Кавказской армии не стеснялись называть директиву командующего ВСЮР нелепой. Проблема была в малочисленности армий белых. Врангель и Юзефович полагали, что Вооруженные силы Юга России будут не в состоянии контролировать растянутые коммуникации (рейд Махно по тылам белых впоследствии подтвердил их правоту).
Кроме того, директива Деникина предписывала нанесение ударов по расходящимся направлениям. А это означало еще большее ослабление для наступающих белых армий.
Что же предлагали Врангель и Юзефович? Они считали, что следует закрепиться на уже достигнутых рубежах. К июлю армии ВСЮР вышли на линию Екатеринослав (позднее Днепропетровск)-Харьков-Царицын (ныне Волгоград). Следующим этапом должен был стать масштабный рейд нескольких казачьих корпусов по тылам красных. Врангель и Юзефович рассуждали так: поскольку крупных кавалерийских соединений у РККА нет, то и противопоставить им казакам будет некого. А кроме того, рейд должен был спровоцировать восстания против советской власти.
Еще одно направление удара — Астрахань. С ее захватом ВСЮР могли рассчитывать на соединение с Уральской армией и установление связей с армиями Колчака (которые в это время уже отступали под ударами Красной армии). Кроме того, после захвата Астрахани можно было привлечь к боевым действиям на Волге Каспийскую флотилию.
Однако Деникин эти предложения отверг. Он решил, что Врангель и Юзефович просто хотят первыми оказаться в Москве и присвоить себе славу победителей большевиков. ВСЮР начали выполнение директивы командующего, дошли до Орла — но в итоге потерпели сокрушительное поражение.
К слову, в боях под Орлом белыми командовал как раз Юзефович, который был противником директивы, но не сумел отстоять свою точку зрения. Хотя и он, и Врангель в конечном итоге оказались правы, когда прогнозировали неудачу похода на Москву в варианте Деникина.
Читайте также:
Роковая ошибка: почему Врангель был против приказа Дениника о наступлении на Москву
Десант Улагая: почему не сработала последняя ставка белых
Как исследователь Арктики спасал остатки Северной армии белых
Загадочная история: готовил ли Врангель переворот в Болгарии?