21 августа 1914 года возле деревни Ярославице (ныне Тернопольская область Украины) произошло сражение между русской и австрийской кавалерийскими дивизиями. И русские должны были бы его проиграть — причем это вовсе не преувеличение.
10-й кавалерийской дивизии генерала графа Федора Келлера противостояла 4-я кавалерийская дивизия генерала Эдмунда Риттера фон Заремба. А теперь поясним фразу про должны были проиграть.
Дело в том, что численный перевес был на стороне австрийцев — 20 эскадронов против 10 у Келлера. Кроме того, австрийцы располагались на возвышенности и предоставили русским возможность атаковать. Расчет был вполне понятный: к тому моменту, когда русские кавалеристы достигнут вершины холма, их лошади устанут.
Еще один фактор — местность позволяла фон Заремба расположить часть своих войск скрытно от противника. Что, собственно говоря, он и сделал. К тому же австрийский генерал очень хорошо знал местность, поскольку до войны неоднократно участвовал здесь в учениях.
Однако и граф Келлер был опытным военачальником. До войны он опубликовал несколько работ по тактике кавалерийских войск в бою. В частности, одним из условий успеха он называл четкое указание целей отдельным отрядам кавалеристов еще до начала боя. И отдавал командирам таких отрядов инициативу в выборе того, каким образом выполнить поставленную задачу.
То есть Келлер всячески поощрял подчиненных к самостоятельному принятию решений в ходе боя, способствующих успеху. Этого в тогдашней русской армии частенько не хватало многим другим командирам.
В первой фазе боя русские драгуну и уланы атаковали австрийцев при помощи пик и буквально смяли первые ряды австрийцев. Затем начался ожесточенный рукопашный бой. Вот здесь-то австрийцы едва не решили исход в свою пользу, задействовав резервы, о которых Келлер и его штаб не знали. Русские кавалеристы уже начали отступать, австрийский эскадрон прорвался в тыл дивизии Келлера. Генерал лично повел в контратаку свой штаб и взвод казаков, которые отбросили австрийцев.
Исход сражения решил фланговый удар гусар 10-го Ингерманландского гусарского полка 10-й кавалерийской дивизии. Австрийцы были разбиты наголову. По сути, 4-я кавалерийская дивизия прекратила свое существование.
Стоит заметить, что в время этой атаки гусар особенно отличился эскадрон под командованием ротмистра Ивана Барбовича. Его кавалеристы захватили австрийскую артиллерийскую батарею. В годы Гражданской войны кавалерийские соединения под командованием Барбовича были одними из самых боеспособных в Вооруженных силах Юга России.
Именно дивизия под командованием Барбовича (тогда уже генерал-майора) прикрывала отступление белогвардейских частей к Новороссийску в начале 1920 года, ведя ожесточенные бои с Первой Конной армией Семена Буденного. А в боях за Крым осенью того же года кавалерийский корпус Барбовича был одним из последних, прекративших сопротивление.
Бой возле Ярославице был первым крупным сражением Первой мировой войны. Как оказалось, и последним. Более такие крупные силы в рукопашных схватках не сходились.
Читайте также:
Почему немцам Брестский мир был нужен не меньше, чем большевикам
Моонзунд: последнее крупное сражение русской армии и флота в Первой мировой войне
Суровая осень 1914-го: как русская армия остановила немцев под Варшавой