В начале января 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о введении продразвёрстки. Она стала часть политики "военного коммунизма", за которую большевиков впоследствии яростно критиковали их оппоненты, начиная от социал-демократов и заканчивая монархистами. Но что касается продразвёрстки, то она вовсе не была изобретением советской власти. Этот способ решения продовольственной проблемы достался большевикам, так сказать, по наследству.
С началом Первой мировой войны проблема снабжения населения и армии продовольствием становилась острее буквально с каждым месяцем. Почему — можно понять из следующих цифр. В 1914 году Императорская армия насчитывала примерно 6,5 миллионов человек. К 1917 году в вооруженных силах было уже свыше 15 миллионов человек. Понятно, что большинство этих людей до войны были крестьянами, поскольку в России до революции в деревнях и селах проживало более 80 процентов населения. Соответственно, большое число мужчин, ранее занятых в сельском хозяйстве, были призваны в армию. Количество работников и посевных площадей сокращалось, возникла нехватка продовольствия.
Первые полтора года войны государство участвовало в снабжении населения эпизодически. Но к 1916 году стало понятно, что требуются экстренные меры. С весны 1916 года в ряде губерний вводится карточная система. А осенью того же года правительство пришло к мысли о необходимости введения продразвёрстки.
Суть ее заключалась в том, что губерниям определелся план по заготовке определенного количества хлеба — в зависимости от урожая, норм потребления и прочих факторов. При этом государство продолжало и обычную закупку хлеба, сверх того, что должен был быть заготовлен в обязательном порядке.
Продразвёрстка царского правительства провалилась — власти губерний и уровнем ниже либо просто саботировали указания из Петрограда, либо же изначально подсчеты по заготовкам были проведены с ошибками и планы оказались нереальными для выполнения. Ну и к тому же выяснилось, что апелляция к патриотическим чувствам производителей, мягко говоря, не работает. Один раз призыв выделить некоторое количество хлеба для нужд государств мог сработать. На постоянно основе — нет.
Проблема перешла по "наследству" Временному правительству — и оно тоже ничего толком не смогло сделать. Попытки ввести твердые цены, монополию государства на торговлю хлебом, учет излишков у населения — все они терпели крах. Цены на продовольствие и промышленные товары за несколько месяцев 1917 года выросли в пять-шесть раз по сравнению с 1916 годом. Хлеб по сути становился своего рода валютой. И конечно же, крестьяне просто так отдавать его не хотели. Как по так называемым "твердым ценам", которые мало соотносились с реальным положением дел.
К насильственным действиям по изъятию хлеба ни царское, ни Временное правительство не прибегали. Первые не успели, у вторых не были на это ни времени, ни сил.
Хотя и большевики первое время жестких мер не предпринимали, полагаясь на структуры, доставшиеся от прежних правительств. Но уже к весне 1918 года стало понятно, что ситуация близка к катастрофе. Если речь шла о нехватке продовольствия, то сейчас реальной была перспектива голода.
При этом попытки наладить обмен излишков зерна на промышленные товары тоже терпела неудачу. В 1918 году часть губерний, где был хлеб, оказались вне контроля правительства Советской России.
Крестьяне по-прежнему отказывались сдавать государству хлеб по твердым ценам. Собственно, для них в этом не было никакого смысла. В ответ большевики начали организовывать специальные отряды, которым вменялось изымать хлеб у "кулаков и помещиков". Особого эффекта от этой меры не было — часто таким отрядам приходилось вступать в настоящие сражения с крестьянами, среди которых было много недавних фронтовиков.
Так что январский декрет Совнаркома РСФСР можно считать продолжением той политики, которая была заложена еще царским правительством. За несколько лет власти так и не нашли более-менее приемлемого способа перераспределения излишков продовольствия. Большевики в итоге пришли к выводу, что сделать это можно только насильственными методами. Но как показали дальнейшие события, ставка на продотряды тоже была ошибочной. В марте 1921 года продразверстка была заменена на фиксированный продналог.
Читайте также:
ВЧК ликбез: как большевики чрезвычайными мерами победили безграмотность
Слуцкое восстание: действительно ли белорусы поднялись против большевиков?
"Заговор послов": как западные дипломаты свергали большевиков и при чем здесь Фанни Каплан
Почему американцы сочли, что писатель Горький оскорбляет их моральные устои