В 1408 году произошло первое "стояние на Угре". Правда, оно куда менее известно, чем знаменитое "стояние" 1480 года, после которого было окончательно покончено с ордынским игом. Но и события начала XV века сыграли очень большую роль в российской истории. Да и всей Восточной Европы, пожалуй.
В 1405 году резко обострились противоречия между двумя Великими княжествами — Московским и Литовским. Правитель Литвы Витовт, человек весьма энергичный и воинственный, решил прибрать к рукам Псков. Горожане обратились за помощью к Москве. Московский князь Василий I — к слову, зять Витовта — воевать с литовцами особо не хотел. Но настойчивые просьбы псковичей и уговоры бояр все же сподвигли его выступить на помощь.
В 1406 году московское и литовское войска встретились на реке Плава. До битвы, впрочем, дело не дошло — князья решили заключить перемирие сроком на один год.
В следующем году военные действия возобновились, противники обменялись ударами, захватив ряд городов. Армии Василия I и Витовта встретились у Вязьмы. Но сражение опять не произошло, правители двух государств опять заключили перемирие.
Но спустя некоторое время во владения московского князя сбежал соперник Витовта — Свидригайло Ольгердович. Василий Дмитриевич принял его с распростертыми объятиями, как самого дорогого друга. И отдал ему "в кормление" чуть ли не половину своих владений. Включая такие города, как Владимир, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский и многие другие.
Такое демонстративное дружелюбие к его сопернику в буквальном смысле взбесило Витовта. Он вновь двинулся к границам Московского княжества.
На этот раз противники встретились на берегах реки Угра, которая была границей между владениями Витовта и его московского зятя. Характерно, что в московском войске были ордынские отряды.
Однако начать битву предводители русской и литовской армий не решились и на этот раз. Дело в том, что у обоих были куда более серьезные проблемы. Витовт готовился к войне с Тевтонским орденом — его отряды через два года присоединились к полякам на поле битвы при Грюнвальде.
А Василия I тревожили вести из Орды. Тамошний фактический правитель Едигей еще раз собирался напомнить князю, кто кому вассал и кто кому должен платить дань. В том же году отряды Едигея действительно вторглись в русские земли. Москву не взяли, но другие территории разорили.
На реке Угре в январе 1408 года Василий I и Витовт заключили договор, который можно считать выгодным именно литовскому правителю. Московский князь отказался от поддержки Свидригайло, признал власть Литвы над бывшим Смоленским княжеством. Резко упрочилось влияние Витовта на дела Пскова и Новгорода. Фактически Василий I отказался от противодействия амбициям литовского правителя. Литва стала одним из гегемонов в Восточной Европе, не уступая в этом плане Польше.
С другой стороны, этот договор послужил основой для длительного мира между двумя государствами. Официально он действовал до 1492 года. И хоть очередная московско-литовская война началась в 1487 году, мир между двумя государствами все равно сохранялся почти 80 лет. Большое достижение для того времени.
Читайте также:
За 70 лет до свержения ига: последний крупный поход Орды на Русь
Почему русские 110 лет не могли отбить Смоленск у Литвы
Как "антипод" Дмитрия Донского защищал Смоленск от иноземных захватчиков