В конце апреля 1877 года Российская империя объявила войну Турции, встав на защиту населения Балкан. В Санкт-Петербурге не собирались слишком затягивать боевые действия, поскольку существовала угроза вмешательства западных государств, прежде всего Великобритании.
Вообще говоря, по условиям Парижского мира 1856 года Великобритания и Франция выступали гарантами территориальной целостности Османской империи. И если Франции в 1877 году было не до гарантий (после тяжелого поражения в войне с Пруссией в 1870–1871 годах), то британский фактор игнорировать было сложно.
Но здесь помогла сама Турция, которая напрочь отказывалась идти на какие-либо компромиссы в отношении Сербии, Черногории и Болгарии. В том числе и те, что предлагались британцами. А потому в Лондоне очередную войну между Россией и Турцией встретили хоть и с большим неудовольствием, однако реагировать на происходящее не спешили.
На этой почве королева Виктория даже конфликтовала с премьер-министром Бенджамином Дизраэли. Она пять раз угрожала отречься от престола, если Дизраэли не станет более активно противодействовать России. Премьер-министр, впрочем, на угрозы не поддавался, предпочитая выжидать (в каком-либо доброжелательном отношении к России его тоже подозревать не стоит).
Но вернемся к тому, что происходило на фронтах русско-турецкой войны. Если на дунайском театре военных действий инициатива прочно перешла к России, то вот в Абхазии возникли неожиданные проблемы.
Хотя почему неожиданные… Регион несколько веков находился под управлением Турции. И даже спустя несколько десятилетий после того, как Османская империя потеряла здесь владения, влияние ее очень ощущалось. И после начала войны турки этим воспользовались. Другой вопрос, можно ли было предполагать подобное развитие событий. По нашему мнению, вполне.
В мае 1877 года их эмиссары спровоцировали восстание горцев в Абхазии. Следом к Сухуму подошла турецкая эскадра, которая сначала два дня обстреливала город, а затем с кораблей был высажен десант.
Этот удар стал для русского командования неприятным сюпризом. Вскоре все черноморское побережье Абхазии находилось под контролем турок. После этого начались восстания в Чечне и Дагестане.
Начальник Сухумского отдела генерал П. П.Кравченко попытался было отбить Сухум. Однако действовал весьма нерешительно, попытка провалилась. Справедливости ради, войск в распоряжении Кравченко было не так уж и много, чтобы он мог вести активные боевые действия и против турок, и против повстанцев.
Город удалось отбить в середине августа 1877 года. К тому времени в Абхазию были переброшены подкрепления. В Чечню и Дагестан отправили две пехотные дивизии. Турок удалось отбросить — ценой немалых усилий, надо заметить.
Читайте также:
Потемкинская война: как Турция попыталась отобрать Крым у России
После Суворова: как дюк Ришелье и победитель Пугачева не могли взять Измаил
Почему Черчилль считал "несправедливым", что СССР не имеет выхода в Средиземное море
За что Британия обещала России Константинополь и почему из этого ничего не вышло