В марте 1340 года в Москве скончался князь Иван Даниилович Калита. С его именем связано начало объединения русских земель вокруг Москвы. Князь был весьма деятельным человеком, его дружеские отношения с золотоордынским ханом Узбеком обеспечили русским землям мир почти на четыре десятилетия. Но врагов среди князей у Ивана было множество. И это "наследство" досталось его сыну Семену (или Симеону).
Сразу же после смерти отца Семен Иванович бросился в Орду, подтверждать у хана ярлык на Великое княжество Владимирское. Это было крайне важно, ведь формально великий князь Владимирский был правителем всех северо-восточных русских земель. И именно это обстоятельство играло большую роль в объединении этих самых земель вокруг Москвы.
Но отец Семена, Иван Калита, нажил себе многочисленных врагов не только тем, что весьма ловко долгие годы сохранял ярлык за собой. Князь Иван Даниилович, располагавший большими финансовыми возможностями (о чем говорит и его прозвище "Калита" — кошель), активно скупал права на владения княжествами. Пользуясь тем, что большинство князей были весьма бедны, Калита купил ярлыки на право владения Ростовским, Угличским, Дмитровским, Галицким, Белозерским княжествами).
Там же, где купить ярлык не представлялось возможным, Калита прибегал к помощи ордынцев, устраняя соперников Московского княжества. Самый яркий пример — Тверь, которая была дотла разорена ордынскими и московскими отрядами.
Понятно, что недоброжелателей у Семена Ивановича хватало. К тому же он явно не обладал талантом располагать людей к себе, за что и получил прозвище "Гордый". По крайней мере, в отношениях с другими князьями Семен Иванович действительно был "Гордым"…
Соперником московского князя был Константин Васильевич Суздальский. Именно вокруг него объединились все недовольные возвышением Москвы и поведением ее молодого князя. Да и с формальной точки зрения, согласно так называемому "лествичному праву", суздальский князь имел куда больше оснований претендовать на то, чтобы стать великим князем Владимирским.
Противоборство в ставке хана продолжалось несколько месяцев. В ход шли и взятки, и щедрые посулы. Наконец, хан принял решение оставить ярлык за Семеном. Этот московский князь именовал себя уже "великим князем всея Руси" (как бы подтверждая прозвище "Гордый"). На великое княжение Семен Иванович венчался шапкой Мономаха, заложив еще одну традицию русских правителей.
Читайте также:
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
Цена спокойствия: как Иван Калита обеспечил русским землям 40 лет без набегов Орды