Семейство автомобилей LADA Samara, со своим знаменитым предшественником ВАЗ 2108, имело в народе прозвище — "Зубило". Это прозвище возникло из-за характерной формы передней части кузова. Однако иногда ВАЗ 2108 и его преемника, ВАЗ 2109, также называли "Порше для менее удачливых", поскольку в них были использованы некоторые элементы немецкого автомобилестроения.
Предложение о сотрудничестве было первоначально выдвинуто Эрнстом Фурманном, президентом компании Porsche, в 1975 году. Официально он намеревался частично компенсировать ущерб, нанесенный советской автомобильной промышленности Германией во время войны. Однако это были лишь красивые слова. В обмен на помощь немцы запросили сумму в 1,5 миллиона дойч-марок, и был подписан трехлетний контракт.
Сотрудничество включало в себя:
Все работы выполнялись немецкими инженерами и конструкторами на отечественных автозаводах. Кроме того, в соответствии с договором, советские специалисты, в том числе механики, кузовщики и конструкторы, провели эти три года на заводе Porsche.
Опыт сотрудничества с немецким автопроизводителем был признан успешным. Поэтому в 1980 году Волжский автомобильный завод (ВАЗ) заключил еще одно соглашение с Porsche по проекту "Гамма", результатом которого стал будущий ВАЗ 2108. Немецкие специалисты внесли множество предложений по экстерьеру и конструкции модели. Они также участвовали в испытаниях и доводке. Примечательно, что дизайн автомобиля имел сходство с моделью Porsche 924. Например, знаковая форма "Mauler" облегчила распределение веса на заднюю ось и улучшила управляемость на высоких скоростях.
Более того, несколько мелких деталей также были позаимствованы у модели Porsche 924. Концепция использования передней продольной балки, простирающейся в пороги пола, была инновационным подходом для того времени, который также использовался в последних моделях Opel Kadett. Многие компоненты ВАЗ 2108, такие как стойки передней подвески, элементы задней балки, радиатор, карбюратор и электрические стеклоподъемники, были либо разработаны, либо значительно доработаны немецкими инженерами. Они также отвечали за тонкую настройку и регулировку 1,3-литрового двигателя, разработанного тольяттинскими конструкторами.