СПС подошел к выборам с изрядно «похудевшим» списком кандидатов – на целых 17 человек, что составляет порядка шести процентов кадрового потенциала. Большинство из выбывших открыто заявили, что по принципиальным соображениям не могут баллотироваться в Госдуму от Союза правых сил, свернувшего с политической дороги налево. Лидер Удмуртского СПС и «номер один» в региональной «корзине» принял такое решение одним из последних. Чашу его терпения переполнило решение Союза правых сил участвовать в «Марше несогласных». Об этом Леонид Гонин и рассказал «Русскому дню».
Леонид Гонин, лидер Удмуртского регионального отделения СПС:
- В чем причина вашего выхода из избирательного списка?
- Это, в том числе, связано с решением федерального руководства партии участвовать в «Марше несогласных». Мне неприятно, когда такие серьезные политические вопросы, равно как и другие важные вопросы избирательной кампании, не согласовываются с региональными отделениями. Многие помнят, что СПС поддерживал Владимира Путина и не поддерживал «Другую Россию». Эту позицию разделяли и разделяют многие члены партии, в том числе и я. Однако руководство партии подало в суд на Путина и заявило об участии в «Маршах несогласных» (как сейчас известно, СПС уже принял участие в двух таких маршах). Сделано это было абсолютно без учета мнений регионов. Лично для меня цель быть «несогласными» - неприемлема.
- Почему?
- Во-первых, политической партии необходимо действовать в конституционном поле. Во-вторых, вся деятельность «Другой России» вызывает у меня большую настороженность по отношению к ней. В Москве играют в свои игры, а нам, в регионах, после избирательной кампании еще надо будет смотреть в глаза своим избирателям. Выборы проходят и уходят, а мы остается с нашими людьми, с нашим региональным отделением. И как после участия СПС в «Маршах несогласных» я буду смотреть в глаза моим единомышленникам?
- Какую роль «Марш Несогласных» уже сыграл в жизни СПС?
- Почему руководство СПС считает либералами тех, кто участвует в этих маршах, а тех, которые не участвуют, не считает? Сегодня я готов выдержать все, что угодно, но когда СПС пошел уже на так называемые радикальные действия… Это уже совершенно не либеральная стилистика. Расколол ли «Марш несогласных» СПС, время покажет.
Однако налицо, что федеральное руководство по собственному усмотрению стало менять курс партии. Совсем не так давно федеральный политсовет и лидер заявляли, что нам с «Другой Россией» не по пути, сегодня же они говорят и поступают иначе. Но мы, члены СПС в регионах, знаем, что у нас Россия – та, которая есть. И мы не хотим жить в некой «Другой России».
Может быть, в Москве такая логика кому-то и понятно. Но нам-то жить в регионах! А члены региональных организаций такие позиции надлома не приемлют. Это не наша дорога. И мы не хотим, чтобы небольшая группа людей в Москве что-то решала за всю страну. Для нас неприемлема связь с нацболами. Я, например, на национальности удмурт. И считаю для себя оскорбительным принимать участие в акциях вместе с НБП под их вполне конкретными флагами. Мои коллеги из других республик Российской Федерации разделяют эту позицию. С НБП нельзя заигрывать, потому что их деятельность может привести к необратимым последствиям.
- То есть этот марш раскалывает СПС на «центр» и «регионы»?
- Наверное, получается именно так. Никакого раскола в партии не было, пока федеральные руководители не приняли решение об участии в «Марше несогласных». Если применять демократический подход, то партия должна была бы запросить мнения регионов по вопросу участия в «Марше несогласных». Получается же, что Федеральный политсовет сам по себе принял такой ответственный шаг. А ведь в вопросах такого значения он могли бы хотя бы проконсультироваться.
- Какова будет судьба СПС?
- Это я пока никак не могу комментировать. Судьба партии, на мой взгляд, будет зависеть от того, как и с кем она решит идти дальше. Лично я не буду участвовать ни в какой коалиции. Если СПС войдет в «Другую Россию», то партия может потерять себя. Наш съезд состоится 17 декабря, но до этого времени федеральный политсовет вообще может меня исключить из партии, о чем уже заявлялось.
- Может, проще самого Никиту Белых исключить из партии?
- Это без комментариев.